Некоторые антиоксиданты сокращают жизнь

20 сентября 2013 г.

Витамин Е, бета-каротин и большие дозы витамина А могут увеличить ваши шансы на преждевременную смерть, независимо от того, здоровы ли вы или страдаете какой-нибудь хронической болезнью.

Употребляющие антиоксиданты живут ничуть не дольше тех, кто их не использует; более того, некоторые антиоксиданты могут даже укорачивать жизнь: к такому выводу пришли исследователи из больницы при Копенгагенском университете (Дания). К числу антиоксидантов, уменьшающих продолжительность жизни, относятся бета-каротин, витамин Е и витамин А (если его принимать в повышенных количествах).

По словам Питера Коэна из Cambridge Health Alliance (США), это исследование лишь подтверждает то, что для медиков давно не секрет: антиоксидантные добавки не делают человека здоровее, не стоит полагаться на них, если хочешь прожить больше.

Сама работа представляет собой метааналитический обзор: Кристиан Глуд и его коллеги использовали данные 78 клинических испытаний антиоксидантов, проводилившихся с 1977 по 2012 год. Всего статистика охватила 300 тыс. человек в среднем 63 лет от роду, многие из которых принимали антиоксиданты по крайней мере три года. 73% были здоровы, остальные страдали различными хроническими недугами, от диабета и проблем с сердцем до болезни Альцгеймера.

Исследователи отобрали 56 работ, которые выглядели удовлетворительными по тщательности исполнения и позволяли надеяться на достоверные результаты. Судя по данным этих исследований, смертность любителей антиоксидантов была на 4% выше, чем у употреблявших плацебо. Причём она увеличивалась как среди тех, кто был здоров, так и среди хронически больных.

В некоторых вариантах антиоксидантных испытаний их участники использовали не смесь антиоксидантов, а какой-нибудь один. Это позволило обнаружить, что ответственными за повышенную смертность являются бета-каротин, витамин Е и высокие дозы витамина А. Витамин С и селен, напротив, никакого воздействия на смертность не оказывали. Свои результаты датские учёные опубликовали в Journal of the American Medical Association (JAMA).

Критика антиоксидантов в последнее время звучит всё чаще; самым громким, пожалуй, было выступление Джеймса Уотсона. Антиоксиданты приобрели популярность как средства против окислительного стресса: их молекулы помогают нейтрализовать агрессивные кислородные радикалы, которые повреждают важные биомолекулы клетки; в результате клетка и организм в целом должны жить «долго и счастливо». Почему же тогда антиоксиданты дают обратный эффект?

Упоминавшийся выше Питер Коэн предлагает три объяснения. Первое — сугубо научно-методологическое: эксперименты с антиоксидантами долгое время ставили in vitro и на животных, а их действие на человека может сильно отличаться от того, как они ведут себя в пробирке и как действуют на какую-нибудь мышь. Второе: антиоксиданты действительно могут избавлять нас от радикалов, но это же приводит к каким-то другим молекулярно-клеточным проблемам. Третье: работа антиоксидантов по уборке радикалов подавляет собственные клеточные процессы, которые предназначены для того же самого, и это плохо влияет на клетку.

Впрочем, все эти объяснения звучат слишком обобщенно, и то, как конкретно антиоксиданты вредят организму, исследователям ещё предстоит выяснить. И всё-таки число работ, говорящих о сомнительной пользе антиоксидантов, продолжает расти, а потому, наверное, было бы правильнее от них отказаться, особенно если вы ничем не болеете.

transcend 16gb microsdhcбюджетный игровой ноутбук 2016лобановский александр биографиящдньз екфвубуковель зима 2016