Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Мы чувствуем боль врага резче, чем друга

22 октября 2013 г.

Области мозга, отвечающие за восприятие чужой боли, как оказалось, активируются сильнее, если мы смотрим на страдания ненавистных нам людей.

Способность к эмпатии позволяет нам ощущать чужие переживания, и было бы вполне логично, если бы эмпатия была сильнее всего по отношению к близким нам людям, которых мы любим, с которыми дружим или хотя бы к которым тепло относимся. Согласны?

Но всё не так! Исследователи из Южно-Калифорнийского университета (США) пришли к прямо противоположным выводам. Из их результатов выходит, что сильнее всего мы «эмпатизируем» тем, кого ненавидим.

Гленн Фокс (Glenn Fox) и его коллеги наблюдали за активностью так называемой матрицы боли, комплекса мозговых структур, среди которых есть островковая кора, передняя поясная кора и соматосенсорная кора. Про этот комплекс известно, что он «запускается», когда индивидуум наблюдает чужие страдания.

Участники эксперимента, еврейские мужчины, смотрели видео, в котором некий человек испытывал боль. В одном случае этот персонаж был дружествен по отношению к евреям, а в другом — это был агрессивный антисемит. фМРТ-сканирование показало, что участки мозга, отвечающие за болевую эмпатию, сильнее реагировали именно на страдания антисемита. Из чего исследователи делают весьма осторожный и корректный вывод: ощущение чужой боли не есть некое постоянное, неизменное свойство нашей нервной системы, оно может зависеть от разных переменных факторов — к примеру, от социального контекста.

То, что мы лучше чувствуем боль врага, можно объяснить тем, что о враге нам нужно больше информации, а от друзей нападения ждать не приходится. То есть мозг поступает по известному правилу Макиавелли «Держи своих друзей близко, врагов — ещё ближе». Это, кстати, объясняет и то, почему в кино мы часто сочувствуем «плохим парням», а за положительного героя нередко переживать не получается.

Однако тут есть несколько нюансов. Во-первых, испытуемые смотрели на людей, с которыми не были связаны никакими личными отношениями. Было бы, конечно, интересно добавить эмпатию боли от страданий действительно близкого человека, но кто ж даст поставить такой зверский опыт? Во-вторых, превращалась ли такая нейрочувствительность по отношению к страданиям антисемитов в сопереживание и симпатию? Вопрос, что называется, психологический... И, наконец, в опыте исследовались только ответы на страдание — но эмпатия предполагает, что мы со-чувствуем любому переживанию — как отрицательному, так и положительному, и опять же было бы любопытно посмотреть на реакцию эмпатийных зон в мозге испытуемых, если бы им пришлось наблюдать тех же антисемитов, но переполненных счастьем.

bukovel-elenaАлександр ФильчаковФильчаков прокуроранкета гуглотправить

Источник: Компьюлента