Новости
здоровья
Мнения
пользователей

В Украине – дискриминация по половому признаку

23 октября 2013 г.

В Верховной Раде состоялись слушания по обеспечению равных прав мужчин и женщин. Их участники признали, что в стране существует дискриминация по половому признаку. Так, женщины в Украине получают зарплату в среднем на 40% меньше, чем мужчины, плохо представлены в органах государственной власти и страдают от домашнего насилия. Чтобы решить эти проблемы, парламенту, в частности, рекомендовали ввести образовательные программы о равенстве полов.

Слушания по обеспечению равных прав мужчин и женщин собрали в парламенте около 70 представителей общественных организаций и государственных ведомств. Мероприятие открыл первый вице-спикер Игорь Калетник (Компартия). Он признал, что в стране существует проблема гендерного неравенства: "Женщины занимают должности с более низкой зарплатой, чем мужчины. В 2012 году размер среднемесячной заработной платы женщин составлял 2660 грн, а мужчин — более 3400 грн". Дискриминация по половому признаку, по словам господина Калетника, присутствует и в органах государственной власти:  «Из 442 народных депутатов VII созыва лишь 42 женщины, то есть менее 10%, а в составе Кабинета министров только три женщины-министра. При этом среди руководителей районных госадминистраций нет ни одной женщины!».

Выступавшая далее заместитель министра социальной политики Лидия Дроздова сообщила, что в 2012 году в международном индексе гендерного неравенства Украина заняла лишь 64-е место из 135. А глава фракции УДАР Виталий Кличко заявил, что принцип паритетности "важен не только в боях на ринге, но и в парламенте", подразумевая необходимость увеличения числа женщин—народных депутатов.

Следует отметить, что, несмотря на принятие в 2012 году закона "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации", наказание за гендерную дискриминацию в стране по-прежнему отсутствует. Ст. 161 Уголовного кодекса предусматривает лишь наказание за нарушение прав граждан по расовой, национальной или религиозной принадлежности — штраф до 850 грн или ограничение свободы на срок до пяти лет.

Участники слушаний по очереди предлагали свое решение проблемы. Например, омбудсмен Валерия Лутковская предложила проводить постоянную информационную кампанию среди женщин о том, как защититься от домашнего насилия. А глава подкомитета Верховной рады по вопросам гендерного равенства Ирина Луценко ("Батькивщина") предложила ввести в программу дошкольного образования соответствующий курс.

«Ребенка с детства надо приучать к равенству полов! Тогда и среди политиков не будет позорных высказываний о том, что "некрасивые женщины находятся в аспирантуре" (слова министра образования и науки Дмитрия Табачника. – Ред.), что "женщина низшее существо, созданное из ребра Адама" (заявление экс-спикера Владимира Литвина в интервью телеканалу "Рада".— Ред.) или что "психологическое состояние женщины в определенном возрасте приводит ее к эмоциональным проблемам" (премьер АР Крым Анатолий Могилев заявил об этом в споре с народным депутатом Александрой Кужель. — Ред.).

В итоге норма об обязательном курсе гендерного равенства вошла в список рекомендаций, принятых по итогам слушаний. Однако в Министерстве образования и науки восприняли это предложение с недоумением. "Все школьные учебники, которые рекомендует Минобразования, с 2009 года проходят гендерную экспертизу. Мы следим, чтобы в книгах равномерно упоминались мужчины и женщины. А курс гендерного образования для средней и старшей школы давно введен, но на усмотрение администраций учебных заведений",— объяснила старший методист Института инновационных технологий и содержания образования при Минобразования Елена Галегова.

В то же время в Верховной раде зарегистрирован законопроект, предусматривающий введение квот в размере 35% для женщин в избирательных списках партий. Авторы документа собираются таким образом улучшить гендерную ситуацию в парламенте. Эксперты считают, что искусственное введение квот в избирательных списках не решит проблему неравноправия мужчин и женщин в органах власти.

Народные депутаты Нестор Шуфрич, Ирина Бережная (оба — Партия регионов), Игорь Еремеев и Олег Ляшко (оба — внефракционные) предложили установить обязательное число женщин в избирательных списках партий в размере 35% от общего числа их участников. В случае несоответствия данному критерию предлагается отказывать политической силе в регистрации на выборах. Необходимость принятия такого законопроекта объясняется малым числом женщин в Верховной раде. "Сегодня в Раде насчитывается всего 9,6% женщин от общего числа депутатов, что очень мало по сравнению с европейскими государствами. Так, в Норвегии число женщин в парламенте составляет 39%, в Финляндии — 40%, Швеции — 45%. Украина по этому показателю занимает 110-е место среди 188 стран",— сообщается в пояснительной записке.

"За 22 года работы в Верховной раде было очень мало женщин. Это несправедливо и это откровенное неравенство. В Конституции записано, что женщины и мужчины имеют равные права, однако это не исполняется во многих сферах жизни, особенно если говорить о возможности быть избранными",— заявил Олег Ляшко.

Впрочем, эксперты отнеслись к инициативе осторожно. "Во-первых, она свидетельствует скорее о попытке вписаться в "евроинтеграционный ритм", а не реально решить проблему отсутствия равноправия, а во-вторых, такое квотирование может служить инструментом для политических междоусобиц, особенно если в первой сотне будут мужчины, а следующие 35 позиций будут отданы женщинам. Квоты могут улучшить ситуацию с гендерным равенством в тех обществах, где подобному решению предшествует длительная публичная дискуссия. В Украине это выглядит как псевдореформы",— полагает программный координатор представительства Фонда имени Генриха Белля в Украине Анна Прейс.

Схожего мнения придерживаются и в организациях, занимающихся защитой прав женщин и сексуальных меньшинств. "Инициатива хорошая, но этого мало. Нужно воспитывать общество, чтобы оно понимало, что у женщин такие же права, как и у мужчин. Понятно, что в список могут набрать кого угодно, лишь бы заполнить квоту",— сказала глава общественной организации "Инсайт" Елена Шевченко.

Директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова Юрий Якименко тоже увидел недостатки в законопроекте. "К подобной инициативе сразу возникнет множество вопросов — например, почему 35%, а не 50%, и не является ли 35% дискриминацией? Непонятно, почему не учитывается мнение самих женщин. Почему нужно отказывать в регистрации партии, которая демократическим путем выдвинула кандидатов, но среди них не оказалось нужного числа женщин, потому что они сами не захотели баллотироваться? Этот документ вряд ли будет принят, поскольку партии нужно стимулировать к соблюдению прав женщин, а не насаждать это прямыми методами",— уверен господин Якименко.

Кроме того, в Украине, несмотря на законодательное обеспечение гендерного равенства, все еще существует дискриминация в оплате труда мужчин и женщин.

В Международном бюро труда обращают внимание на то, что вопросы устранения неравноправности в оплате труда между мужчинами и женщинами и обеспечения социальной справедливости лежат в основе мандата Международной организации труда (МОТ).

По данным МОТ, в Украине зарплата женщин в среднем на 30% ниже зарплаты мужчин. Действующее в Украине законодательство устанавливает принцип равной оплаты для мужчин и женщин за труд с одинаковыми навыками и в одинаковых рабочих условиях. Однако, с точки зрения Комитета экспертов МОТ, такой принцип является "более ограничивающим, чем принцип равной оплаты по определению Конвенции МОТ №100", и "работы, выполняемые мужчиной и женщиной, могут предусматривать разную квалификацию и разные условия труда, но могут быть равноценными работами и, следовательно, вознаграждение за них должно быть на одинаковом уровне".

Вместе с тем некоторые эксперты отмечают,  что в Украине внедрены важнейшие законодательные и институционные принципы для содействия равенству женщин и мужчин и решения проблем гендерной дискриминации.  В то же время стоит отметить, что в Украине все еще продолжают действовать законодательные положения, которые сужают принципы, изложенные в Конвенции №100 "О равном вознаграждении", в частности, не определяют концепцию "работы равной ценности", что препятствует прогрессу в преодолении дискриминации в оплате труда женщин, который основывается на гендерном принципе.

Также в Украине фактически отсутствуют статистические данные об участии мужчин и женщин в разных работах, родах занятий и секторах экономики, например, данные о занятости женщин на управленческих и руководящих должностях (в частном и государственном секторах), что делает невозможным получение информации о гендерном разрыве в оплате труда по этим категориям.

Также эксперты отмечают важность трехстороннего подхода к решению проблем равной оплаты за равноценный труд и дискриминации в области труда и занятий, в содействии, разработке и применении практических подходов и методов объективной оценки видов работ, учитывая эффективное применение принципа равного вознаграждения для женщин и мужчин за работу равной ценности в государственном и частном секторах.

В статье использованы материалы из открытых источников: Коммерсант-Украина, УНИАН

игровые ноутбукгазовый котел напольный двухконтурныйОлександр Фільчаков прокуроркто такие уникальные посетителиданильченко юрій Харків

Источник: health info