Раку шейки матки пересчитали мутации

9 января 2014 г.

В развитии рака шейки матки очень большую роль играют повреждения в иммунных генах, из-за которых иммунитет перестаёт распознавать раковые клетки, а также папилломавирус, стимулирующий активность мутантных онкогенов.

Наука уже давно знает, что рак возникает из-за генетических мутаций, однако со временем выяснилось, что мутаций этих великое множество, и у каждого вида рака к тому же может быть собственный набор генетических повреждений. В конце концов этих мутаций накопилось столько, что исследователи решили хоть как-то систематизировать сведения о них и добились в этом впечатляющих успехов.

Но работа по выявлению новых мутаций не прекращается, поскольку постепенно становится ясно, что прежние данные на этот счёт могут быть весьма неполными и даже не вполне достоверными. Наибольшее внимание тут, конечно, приковано к самым распространённым опухолям вроде рака шейки матки. Эта опухоль вторая по распространённости; к тому же она отличается большой агрессивностью: 10% женских онкосмертей вызваны раком шейки матки.

Весьма удачную попытку посчитать мутации этого онконедуга предприняли исследователи из Института Броуда под руководством Мэтью Майерсона (Matthew Meyerson). Вместе с коллегами из других научных центров они сравнили мутационный профиль опухолей, взятых у женщин Норвегии и Мексики. Выбор стран авторы работы объясняют тем, что изучение рака только у больных из развитых стран не даёт полной картины причин и следствий болезни; к тому же именно развивающиеся страны лидируют по числу онкозаболеваний.

В исследовании применялись образцы, взятые у 115 женщин, причём образцы нормальных клеток брали у тех же пациенток из соседних с опухолью тканей. У клеточной ДНК прочитывали либо экзонные участки, либо вообще всю ДНК, добавляя к этому ещё и анализ транскриптома, то есть совокупности всей РНК.

В результате, как пишут учёные в Nature, удалось найти 13 мутаций, которые довольно часто обнаруживались в большинстве образцов. При этом восемь из них до сих пор никогда не упоминались в связи с раком шейки матки, а две мутации вообще не фигурировали ни в одном виде рака.

Одна из мутаций касалась гена ERBB2, который обычно обсуждают в связи с раком молочной железы. То есть, вероятно, эти две более чем распространённые опухоли могут быть взаимосвязаны, хотя это и требует дополнительного подтверждения. Другая мутация относилась к одному из белков сигнальных путей MAPK. Сигналы MAPK регулирую рост клетки, и их связь с раком давно известна, однако именно в этом гене, MAPK1, раковых мутаций до сих пор не находили.

В целом же среди мутаций преобладали те, что били по иммунным генам, ослабляя способность иммунитета отличать «своих» от «чужих». То есть, по словам исследователей, иммунные неполадки могут играть в развитии рака даже бо́льшую роль, чем считается.

Анализ синтезируемой в раковых клетках РНК позволил лучше понять роль папилломавируса, считающегося одной из основных причин рака шейки матки. Вообще говоря, попав в организм, папилломавирус должен быть изгнан иммунной системой, если же ему удаётся как-то пройти мимо неё, он интегрируется в геном клеток. И после этого в той области генома, где поселился вирус, начинается активный синтез РНК. И если вирусу выпало быть соседом мутантных онкогенов, то клетка в скором времени будет просто переполнена онкогенной РНК, со всеми вытекающими печальными последствиями.

В общем, теперь перед исследователями стоит задача создания способа целенаправленного воздействия на обнаруженные мутации. А проблема эта не из лёгких и вряд ли будет решена так уж быстро, но до того можно хотя бы предложить массовую вакцинацию против папилломавируса, что, скорее всего, позволит изрядно улучшить статистику по этому виду опухоли.

тур выходного дня украина из киевагорнолыжный отдых грузияАлександр Фильчаков Васильевичсправка 95устатистика ключевых слов яндекс