Иммунные клетки помогают бактериям

15 января 2014 г.

В отсутствие генетической устойчивости к лекарству бактерия способна пережить лечение, находясь в неактивном, спящем состоянии, причём чтобы впасть в это состояние, ей нужно попасть внутрь иммунного макрофага.

Львиная доля исследований, касающихся бактерий, посвящена их умению приспосабливаться к антибиотикам. Действительно, лекарственная устойчивость бактерий стала настоящей головной болью для биологов и медиков — не успеешь создать средство нового поколения, как бактерии уже успевают к нему приспособиться. И что тогда, спрашивается, делать с инфекцией?

Но инфекция может внезапно «воскресать» не только из-за того, что бактерии стали устойчивыми к антибиотикам. Бывает, что бактериальные клетки погружаются в персистирующее, или, условно говоря, спящее состояние, у них замедляется метаболизм, и они перестают размножаться. У них может не быть мутации, обеспечивающей устойчивость к антибиотику, но лекарства с ними всё равно ничего поделать не могут. Потом, пробудясь, такие спящие клетки способны снова запустить болезнь.

Бактерий, склонных персистировать, в популяции обычно всего ничего, и исследователям долго не давал покоя вопрос, что заставляет клетки превращаться в спящие. Как оказалось, в этом им помогают иммунные клетки.

Обнаружили это исследователи из Имперского колледжа Лондона (Великобритания). Наблюдая с помощью флуоресцентного красителя за размножением бактерий сальмонелл, учёные заметили, что бактерии, которых проглотили иммунные макрофаги, становятся неактивны.

Макрофаги нападают на бактерии сразу же после их проникновения в организм, при этом одни из проглоченных микробов продолжают размножаться. А другие, как уже сказано, делиться перестают, и даже спустя 72 часа заключения в пищеварительной органелле макрофага 20% таких бактерий остаются в живых и могут пробудиться, если выйдут наружу.

В журнале Science авторы работы сообщают, что персистирующее состояние у бактерий может включаться под действием кислой среды и нехватки питательных веществ в вакуоли макрофага. Впрочем, «генетическая предрасположенность» тут тоже играет роль: у сальмонеллы должно быть 14 особых генетических элементов, которые отвечают за персистирующее состояние.

То есть получается, что макрофаги помогают бактериям уйти от лечения: внутри иммунных клеток микробы могут переждать лекарственную атаку, чтобы потом возобновить инфекцию. Впрочем, это не единственный путь, который может привести бактерии в спящее состояние: к примеру, непатогенная кишечная палочка пользуется для этого другими, нежели сальмонелла, генами, а кроме того, кишечной палочке для этого не нужно попадать в макрофага. Так что, как видим, вопрос о причинах персистирующего состояния бактерий должен решаться, что называется, в индивидуальном порядке, в зависимости от вида этой самой бактерии.

ноутбуки каталогкупить крышки для посудыФильчаков прокурор харьковтопкарго кидалыОлександр Васильович Фільчаков