Новости
здоровья
Мнения
пользователей
Магазин

Почему нас привлекает вредная еда?..

26 июня 2016 г.

Знакомо ли вам ощущение, когда соблазн зайти в кондитерскую или за фастфудом настолько велик, что вы совершенно ничего не можете с собой поделать? Психологи считают, что такое поведение свойственно всем людям. Но можно ли от него избавиться?

В рамках исследования, проведенного в Международной школе перспективных научных исследований в Италии под руководством психолога Франческо Форони, было обнаружено, что изображение вкусной еды в буквальном смысле заставляет нас тянуть руки к объекту вожделения.

Чтобы доказать это, Франческо Форони пригласил 57 молодых мужчин и женщин (без избыточного веса), которые к началу эксперимента не должны были испытывать чувства голода. Всем участникам выдали планшеты и попросили выполнить простое задание, которое заключалось в том, чтобы как можно быстрее соединить между собой две зеленые точки на экране, в 13 см друг от друга. Но на каждом уровне молодых людей поджидала сложность – отвлекающая картинка. На ней было изображение либо полезной, но вкусной еды (бананы), либо всеми любимой вредной (пицца, мороженое, пончики), или же и вовсе кухонные принадлежности вроде тостера или ножа. Причем полезная и вредная еда, изображенные на фото, были равны по количеству калорий.

Участников попросили проставить оценки от одного до десяти в зависимости от того, насколько им нравился тот или иной продукт или насколько полезным он им казался. Плюс от них требовалось указать, насколько они были голодны после эксперимента, и признаться, сидят ли они в данный момент на диете. В конце эксперимента их попросили пройти специальный тест, во время которого выявляли, насколько сильно еда у каждого человека ассоциируется с позитивными и негативными словами.

Исследователи проанализировали траекторию между точками, которую нарисовали «подопытные», и обнаружили, что движение их рук менялось, как только на экране возникала картинка с едой. Несмотря на то что каждый участник соединил точки, абсолютно все линии были причудливо изогнуты, демонстрируя, как мозг непроизвольно вел руку к изображению еды.

По словам Франческо Форони и его коллег, это исследование подтверждает идею о том, что пища и связанные с ней стимулы являются мощными сигналами привлечения внимания и сильными источниками помех для того, что мы делаем «здесь и сейчас». А если говорить простым языком, то ученые согласны с тем, что еда «уговаривает» нас ее съесть.

Этот эффект распространяется как на женщин, так и на мужчин, причем вне зависимости от их индекса массы тела или того, сидят они на диете или нет. Однако сила притяжения еды различалась. Франческо Форони выяснил, что чем более нездоровой была еда на картинке, к которой тянулся участник эксперимента, тем хуже он себя чувствовал и тем больше эта еда влияла на траекторию линии.

Франческо Форони и его коллеги утверждают, что это происходит потому, что когда человек негативно относится к определенной пище (например, картошке фри), то бессознательно вешает на нее ярлык «опасность». Парадоксально, но чем хуже вы будете относиться к еде, тем больше она будет вас привлекать. Это, конечно, вызывает вопросы (не будет ли логичнее отдернуть руку от потенциальной опасности, а не тянуться к ней?), но если исследователи правы, то именно в этом заключается причина неудачи многих диет.

Это исследование – не первое и не последнее, которые сделают ученые в области отношений человека и еды. Но нельзя недооценивать его важность. Франческо Форони предупреждает – участники эксперимента были сыты, а картинки возникали в одном и том же месте, чтобы их было легче игнорировать. Но не справился никто. Соответственно, когда мы голодны и наши внутренние запреты ослабевают, коллега, предлагающая пирожное, может стать причиной отказа (на время) от диеты.

Но не носить же шоры, чтобы не видеть, как и что едят другие люди? Конечно нет. Но зная, как работает этот механизм, постарайтесь не ставить себе строгих запретов на ту ли иную пищу. Вот увидите, как жареное и сладкое постепенно перестанут быть такой необходимостью.

По материалам: psychologies.ru

Социальные комментарии Cackle