Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Диалоги с телом: учитесь принимать себя

10 мая 2016 г.

Тело не умеет лгать - это чистая правда: тело никогда не врет. Не умеет просто. Тело никогда не станет притворяться, будто ему хорошо, когда ему плохо. Или «жаловаться на жизнь» болями и прочими неприятными симптомами, если на самом деле у него все в порядке. Тело не будет демонстрировать борьбу за жизнь и за здоровье, если у него нет таких намерений, и не будет изображать всемогущество, когда силы на исходе. В общем, если кому и можно доверять на этом свете, так это своему собственному телу, отмечает Мария Абер в книге «15 уроков Лиз Бурбо. Исцели травмы, которые мешают тебе быть счастливым, любимым и богатым».

Единственное, о чем просит тело взамен за свою честность и трудолюбие, так это принятие себя своим хозяином – человеком.

Не так уж много вообще-то: ведь если человек принимает себя в целом, как личность, как живое существо, как уникальную субстанцию, то он автоматически принимает свое тело, дает ему право быть таким, какое оно есть, и вести себя по собственному разумению.

В общем-то, все довольно несложно: обращаемся к телу и возвращаем его дружбу – осознаем свои истинные потребности – налаживаем диалог с телом на, так сказать, постоянной основе.

Тело всегда выражает в симптомах, болезнях, мелких нюансах все то, что происходит с нами на эмоциональном и духовном уровнях. Страдания и, наоборот, стабильное довольство тела – сигнал к тому, чтобы успокоиться, притормозить, подумать или же продолжать в том же духе. Реагируя на все, что происходит с «хозяином», и отражая это в физических симптомах, тело разговаривает с человеком. Дело осталось за малым: дождаться того счастливого момента, когда и человек вступит в диалог и скажет, например: «Спасибо, тело! Я слышу тебя и буду внимательно следить за твоими посланиями и знаками!»

Но как понять, что именно говорит вам тело? Как не пропустить важные послания? Как убедиться, что тело слышит наши ответы? Как сделать коммуникацию двусторонней?

Лиз Бурбо утверждает, что у тела есть два основных способа передачи информации: через пищевые пристрастия, реакции на еду, изменения в весе и т. д., и через болезни и недуги.
Предположим, если вас тянет на какую-то определенную пищу, или расстроилась работа кишечника, или хочется только воды, или замучили головные боли – имеет смысл всерьез побеседовать с телом, ведь оно явно вызывает на разговор.

В случае «посланий через питание» Бурбо предлагает в течение одной недели записывать (или фотографировать!) все, что вы съедаете – абсолютно все! – а затем анализировать съеденное. Действительно ли вам так хотелось шашлычка или булочек, действительно ли вы были голодны, когда навернули вторую порцию супа? Если нет, то зачем вы это ели и пили, какую потребность удовлетворяли? Обращайте внимание на выпитое. Как правило, жаждущий организм просит только воды, но мы, удовлетворяя другие потребности, то и дело подменяем воду сладкой газировкой, чаем, кофе, соком…

- Если проанализировав недельное меню, вы понимаете, что едите и пьете по привычке, знайте – инерция, привычка, неосознанное повторение привычных действий руководит и жизнью в целом!

- Если обнаружилось, что вы едите, чтобы испытать эмоции, это нехороший знак – значит, вы привыкли отрезать себя от своих чувств, привыкли подавлять эмоции, лишь бы не потерять контроль.

- Если вы говорите «Обожаю пиццу!» – только потому, что кто-то близкий предлагает поесть пиццу, или если вы действительно не можете устоять перед кусочком «Маргариты», даже если не голодны – возможно, вы слишком легко поддаетесь чужому влиянию!

Иначе говоря, диалог с телом позволит понять, что вы едите и пьете для удовлетворения нужд организма, а что – компенсируя нехватку острых ощущений, эмоций, любви, независимости.

Что касается «посланий через болезнь», то Бурбо видит метафизическую причину того, почему один человек болеет лишь изредка и легким насморком, а другой не вылезает из хронических болячек, почему один подвержен бронхитам, а другой – травмам опорно-двигательного аппарата.

Бурбо утверждает, что исключительно важное значение имеет травма, полученная в детстве, а точнее, ее глубина, интенсивность и область поражения души.

Так, если человек привык переживать неприятности в одиночестве и вдобавок скрывать свои эмоциональные страдания, то скорее всего, тело будет «награждать» его, невнимательного к себе, хроническими и тяжелыми физическими недугами.

Кроме того, Бурбо разделяет гипотезу нетрадиционного медика Герде Хамера о так называемом «биологическом конфликте» – неожиданном шоковом переживании, которое вызывает ощущение беспомощности и одиночества. По мнению нетрадиционных медиков, именно биологический конфликт – разрешенный или «повисший» – запускает воспалительные болезни. Причем, в большинстве случаев воспалительное заболевание является физическим выражением разрешенного биологического конфликта – так организм переходит в фазу выздоровления, и эмоциональное, душевное выздоровление сопровождается физическим заболеванием.

Предполагается, что боль как телесное выражение психологических процессов ограничивает движения тела таким образом, чтобы выздоровление проходило в оптимальных условиях.

По мнению доктора Хамера, примерно половину известных человечеству болезней можно называть «горячими» (возникающими, когда разрешен какой-то конфликт, и тело обновляет себя через воспаление), а другую половину– «холодными» (возникающими, когда конфликт «подвис» и требуется дополнительное время на его разрешение). Пример «холодной» болезни – стенокардия, язва желудка. К «горячим» болезням они относят воспаления, инфекции, отеки, процесс рубцевания тканей.

При всей причудливости и спорности гипотезы Лиз Бурбо считает, что именно такое сверхвнимательное, метафизическое, необычное, проникновенное (назовите, как угодно!) отношение к болезням, болячкам, недугам и случайным синякам является самым эффективным способом беседы с телом.

В качестве практики диалогичных, внятных, искренних отношений с телом вам предлагается несколько упражнений.

Упражнение «Начинаем разговор»

Перед выполнением:

Чтобы наладить разговор с телом, нужно вначале представить себе его желаемый образ. Упражнение работает на осознание истинных потребностей и возможностей тела, на выявление проблем и перспектив в отношениях между человеком и телом. Приблизительное время выполнения – 20 минут.

Выполнение:

Выберите спокойное, комфортное и тихое место. Усядьтесь поудобнее, включите приятную музыку.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

- В хорошем ли состоянии ваше тело? Довольны ли вы своей физической формой, весом,
состоянием кожи и волос?
- Всегда ли вы относились к телу так, как относитесь сейчас?
- Были ли периоды, когда вы чувствовали себя фотомоделью, и периоды, когда «ноги не несли»?
- Нравится ли вам еда, которую вы потребляете?
- Как у вас обстоят дела со сном и отдыхом?
- Если спросить тело, довольно ли оно вами, что бы оно сказало? Поблагодарило бы вас за хорошую заботу и ласку? Или пожаловалось бы на невнимание?
- Какие образы приходят вам на ум, когда вы думаете о своем теле?

Если есть что-то, что вы всегда хотели сказать своему телу, скажите сейчас! Возможно, у вас есть определенные ожидания от тела, или вы чего-то не понимаете, или вы хотите сказать «спасибо», а может, даже выразить претензии? Старайтесь быть вежливыми, но не юлите: искренность – лучшая политика, и подразумевайте, что тело слышит и понимает каждое ваше слово.

Наконец, подумайте, что бы тело сказало вам в ответ.

Когда почувствуете, что диалог состоялся, завершайте упражнение. Не забудьте поблагодарить тело за внимание и похвалить себя.

После выполнения:

Настроившись на одну волну со своим телом, вы сможете легче угадывать его желания, потребности. Вам будет проще разговаривать и подкреплять разговорами дружбу.

Упражнение «Разговор с болью»

Перед выполнением:

Упражнение из гештальт-терапии работает на укрепление контакта с телом и с телесностью вообще.

Выполнение:

Сядьте поудобнее и сосредоточьтесь на той части своего тела, которая причиняет вам дискомфорт или боль. Напрягите воображение и представьте себе этот симптом в виде мысленного образа. Затем изучите этот образ. Вслух или про себя опишите его, зарисуйте, словами выразите его основные характеристики. Представьте, что симптому можно задавать вопросы, а он будет на них отвечать.

Спросите, зачем он появился? Какой смысл он несет, какой урок хочет вам преподнести? Чему научить? Внимательно выслушайте ответ.

А затем превратитесь в этот симптом. Постарайтесь прочувствовать, что из себя представляет его «шкура». Как он чувствует себя в вашем теле? Что он думает о вас?
Может быть, он что-то хочет вам сказать, попросить, проучить?

Вернитесь в свое тело. Станьте самим собой. Для убедительности посмотритесь в зеркало. Проверьте, постарайтесь почувствовать, изменилось ли ваше представление о симптоме.

После выполнения:

Всякий раз, когда вы будете чувствовать дискомфорт или боль, обращайтесь к телу с диалогом. Открытость и живое воображение помогут вам чувствовать себя лучше!

Упражнение «Разговор без слов»

Перед выполнением:

Ваша задача – наблюдать за дыханием и находиться здесь-и-сейчас. Упражнение также позаимствовано из гештальт-терапии.

Выполнение:

Подышите и последите за своим дыханием. Попробуйте одновременно ответить на такие вопросы:

- Как вы вдыхаете? Носом, ртом или одновременно носом и ртом?
- Как вы выдыхаете?
- Насколько глубоко вы вдыхаете?
- Движутся ли какие-либо части вашего тела при дыхании?
- С какой частотой вы дышите (в минуту)?
- Весь ли воздух, находящийся в легких, вы выдыхаете?

А теперь ложитесь на спину, ноги согните в коленях – пятки на полу, колени в потолок. Спокойно вдохните через нос; в начале вдоха должен подняться ваш живот, затем грудь и, наконец, плечи. Когда вы почувствуете, что пора выдыхать, чуть-чуть приоткройте рот и выдыхайте с шипящим звуком «с-с-с-с». Когда у вас кончится воздух, постарайтесь выдавить из себя все его остатки, а затем снимите напряжение и вдохните.

После выполнения:

Осознанное дыхание – тоже форма диалога. Когда нет слов, но с телом хочется душевно поболтать, просто дышите!

Упражнение «Внутренний Обжора»

Перед выполнением:

Упражнение подходит тем, кто страдает от проблемы переедания. Вам предлагается нарисовать портрет Внутреннего Обжоры и понять, что же вас толкает к новой порции еды.

Выполнение:

Итак, вообразите себе Внутреннего Обжору. Как он или она выглядит? Симпатичен ли он вам? Затем мысленно поменяйтесь с ним местами и попробуйте оправдать его поведение. Почему вам нужно есть? Какой смысл вы вкладываете в еду? Какое символическое значение она для вас имеет? Возможно, вы испытываете нехватку эмоциональной или чувственной подпитки? Чем бы вы могли заменить тарелку жареной картошки? В каких обстоятельствах или при каких условиях вы могли бы остановиться?

Потом, через паузу, опять поменяйтесь местами. Вернитесь к себе и со своей «колокольни» еще раз взгляните на своего Обжору. Стали ли вы лучше его понимать? Есть ли альтернативные способы его удовлетворить, снизить его тревогу, порадовать?

После выполнения:

Поблагодарите Внутреннего Обжору за отзывчивость. Если вас терзают какие-то иные проблемы (например, вы страдаете от отсутствия аппетита, излишнего веса, хронического недосыпа), обратитесь к фигуре внутри себя, которая является символическим носителем этой проблемы. Например, к Внутренней Худышке, к Внутреннему Толстяку, к Внутреннему Лунатику и т. д. Вы можете придумать свои оригинальные имена для собеседников и поводы для обращения к ним.

Источник: health info