Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Почему мы так часто страдаем от переутомления?..

8 ноября 2016 г.

Сегодня все больше людей страдают от так называемого выгорания - но стоит ли винить в этой проблеме нашу современную жизнь? Может быть, физическое, умственное и эмоциональное переутомление старо как мир? Обозреватель BBC Future попробовал найти ответ на этот вопрос.

Несколько лет назад Анна Катарина Шаффнер стала жертвой эпидемии переутомления.
Все началось с какой-то умственной и физической инерции - по ее собственному выражению, "ощущения тяжести" во всем, чем бы она ни занималась.

Даже самые простые повседневные дела отнимали у нее все силы, и сосредотачиваться на работе становилось все труднее.

При этом в те минуты, когда она пыталась расслабиться, она ловила себя на том, что с маниакальным упорством проверяет почту, будто во входящих сообщениях может внезапно найтись ответ на все ее проблемы.

Вместе с усталостью пришло и ощущение эмоциональной подавленности: "Я была разочарована, никому не верила и ни на что не надеялась".

Эти ощущения знакомы многим, кому был поставлен диагноз "переутомление", - от Папы Римского Бенедикта XVI до Мэрайи Кэри.

Если верить средствам массовой информации, этот недуг - исключительно современное явление.

Чуть ли не каждый раз, включая телевизор, Шаффнер попадала на какое-нибудь шоу, где обсуждалось, каким испытаниям подвергается человек в культуре круглосуточной деятельности.

"Все обозреватели сходились на том, что наша эпоха ужаснее всех - просто конец света", - говорит она.

Но так ли это? Может быть, периоды апатии и отчужденности - такая же неотъемлемая часть человеческой жизни, как простуда и переломы?

Шаффнер, которая работает литературным критиком и занимается историей медицины в Кентском университете (Великобритании), решила исследовать эту тему.

Результаты своих изысканий она изложила в книге "История переутомления", увлекательном повествовании о том, как врачи и философы определяли пределы возможностей человеческого ума и тела - и пределы человеческих сил.

Правда ли, что переутомление - исключительно современный недуг?

Нет никаких сомнений, что переутомление сегодня является актуальной проблемой, и самые яркие примеры этой напасти проявляются в тех сферах, которые требуют максимального эмоционального напряжения, - таких как здравоохранение.

По итогам исследования, проведенного немецкими врачами, выяснилось, что почти 50% терапевтов страдают от "выгорания" - к примеру, медики жаловались на то, что чувствуют усталость в течение всего дня, а по утрам их изматывает сама мысль о работе.

Интересно отметить, что мужчины и женщины, по-видимому, справляются с этим синдромом по-разному: так, в ходе недавнего исследования в Финляндии выяснилось, что переутомившиеся сотрудники мужского пола гораздо чаще берут продолжительный отпуск по болезни, чем женщины, столкнувшиеся с той же проблемой.

Поскольку депрессия тоже обычно сопровождается апатией и отчужденностью, некоторые стали утверждать, что выгорание - это всего лишь необидное название того же самого явления.

В своей книге Шаффнер цитирует одну статью, опубликованную в немецкой прессе, где говорилось о том, что выгорание - это всего лишь "доработанная версия" депрессии для специалистов высокого класса.

"Депрессия бывает только у неудачников, - пишет автор статьи. - А выгорание - это диагноз победителей - точнее, бывших победителей".

Однако в целом эти два заболевания обычно разделяют.

"Теоретики, в общем, соглашаются с тем, что депрессия предполагает потерю уверенности в своих силах или даже ненависть или презрение к себе, тогда как при выгорании восприятие самого себя чаще всего не меняется", - поясняет Шаффнер.

"Гнев при выгорании обычно направлен не на себя, а, скорее, на организацию, в которой человек работает, на клиентов, с которыми он взаимодействует, или на социально-политическую или экономическую систему в целом".

Выгорание также не следует путать с синдромом хронической усталости, который наступает в результате продолжительной (не менее полугода) и тяжелой физической и умственной нагрузки, причем многие пациенты, страдающие этим заболеванием, жалуются на физическое ощущение боли при малейшей попытке произвести какое-либо действие.

По некоторым данным, наш мозг просто не приспособлен для работы в современных условиях.

Работодатели все больше заботятся о производительности, а сотрудники ощущают эмоциональную потребность в самореализации через работу - все это влечет за собой постоянное напряжение.

Изначально такое состояние напряжения развилось у человека для самозащиты в опасной ситуации.

Но если человек находится в нем изо дня в день, он испытывает постоянный прилив гормонов стресса, под натиском которых наш организм вынужден постоянно сопротивляться.

При этом у многих людей напряжение не заканчивается вместе с рабочим днем. В городах (и в наших многочисленных гаджетах) жизнь бьет ключом круглосуточно, и эта культура не дает людям спокойно отдыхать ни днем, ни ночью.

Не имея возможности расслабить ум и тело, мы пребываем в опасной близости к состоянию полного изнеможения.

По крайней мере, теоретически это так.

Однако изучая исторические источники, Шаффнер обнаружила, что люди страдали от крайней усталости задолго до вступления в силу современных условий труда.

Одно из самых ранних описаний переутомления встречается в работах древнеримского медика Галена.

Как и Гиппократ, он считал, что все физические и психические заболевания объясняются нарушением относительного баланса четырех жидкостей - крови, флегмы, желтой и черной желчи.

Скопление черной желчи, по мнению Галена, приводит к замедлению кровообращения и закупориванию проводящих путей мозга, что влечет за собой апатию, оцепенение, усталость, пассивность и меланхолию.

Хотя теперь мы знаем, что эта гипотеза не имеет научного основания, представление о том, будто наш мозг наполняется какой-то смолистой жидкостью, несомненно, отражает ощущение затуманенного сознания, на которое жалуются сегодня многие люди, страдающие переутомлением.

К тому времени, как западная культура оказалась под влиянием христианства, переутомление стало восприниматься как признак духовной слабости.
Шаффнер указывает на труд, написанный Евагрией Понтийским в IV веке, где говорилось, в частности, о "полуденном демоне", подбивающем монаха бездумно глядеть в окно.

"Это состояние приписывали нехватке веры и нехватке воли - мол, плоть одолела дух", - рассказывает Шаффнер.

Она отмечает, как один монах говорил, что упрямо и беспрестанно выслеживал братьев, увлеченных пустыми разговорами, вместо того чтобы заниматься полезным делом, - примерно как сегодня, в XXI веке, страдальцы лихорадочно проверяют соцсети.

Религиозные и астрологические объяснения этого недуга преобладали вплоть до зарождения современной медицины, когда врачи начали интерпретировать симптомы усталости как проявление неврастении.

К тому времени медики поняли, что нервы передают электрические импульсы, и, соответственно, решили, что у людей с ослабленной нервной системой эти импульсы могут рассеиваться, как в плохо изолированных проводах.

Диагноз "неврастения" был поставлен целому ряду интеллектуалов - от Оскара Уайльда до Чарльза Дарвина, Томаса Манна и Вирджинии Вульф.

Врачи винили в этом заболевании социальные изменения, привнесенные промышленной революцией, хотя нервные болезни также относили на счет утонченности и высокого интеллекта - некоторые пациенты прямо-таки раздувались от гордости за свой "престижный" недуг.

Хотя сегодня диагноз "неврастения" стал очень редким, этот термин часто употребляют медики в Китае и Японии, иногда также подвергаясь критике за то, что прибегают к этому слову как к альтернативному необидному названию депрессии.

Очевидно, что на протяжении всей истории человечества многие люди чувствовали себя такими же вымотанными, как и наши современники, и это свидетельствует о том, что усталость и переутомление свойственны человеческой природе.

"Переутомление существовало всегда, - убеждена Шаффнер. - Со временем менялось лишь представление о его причинах и последствиях".

В Средние века это был полуденный демон, в XIX веке - введение образования для женщин, а в 1970-е годы - бурный расцвет капитализма, основанного на бессовестной эксплуатации трудящихся.

На самом деле мы до сих пор толком не понимаем, что именно вызывает у нас "прилив сил" и как они могут так быстро закончиться в отсутствие большой физической нагрузки.
Мы не знаем, рождаются ли симптомы переутомления в теле или в уме, являются ли они следствием общественного устройства или нашего собственного поведения.

Возможно, истина где-то посередине: благодаря постепенному осознанию связи между телом и умом стало ясно, что чувства и убеждения могут иметь глубокое влияние на физиологию.

К примеру, мы знаем, что эмоциональные переживания могут усугублять воспаление и боль, а в некоторых случаях даже вызывать судороги и слепоту.

"Это заболевание трудно назвать чисто физиологическим или чисто психическим, потому что часто бывает поражено и то, и другое", - утверждает Шаффнер.

В свете этого неудивительно, что обстоятельства нашей жизни способны затуманить наше сознание и практически парализовать тело апатией.

И этот факт никоим образом не должен трактоваться так, будто эти симптомы являются плодом воображения или результатом симуляции - они могут быть такими же реальными, как температура при гриппе.

Шаффнер не отрицает, что современная жизнь изобилует стрессами. По ее мнению, это отчасти связано с тем, что люди становятся все более независимыми - растет число профессий, которые дают свободу самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем.

В отсутствие четко определенных границ многие люди чрезмерно перенапрягаются.

"Главным образом, так проявляется наш страх не достичь желаемых результатов и не показать, на что мы способны, - страх не оправдать ожидания", - полагает она.
Кроме того, она согласна с тем, что электронная почта и социальные сети могут истощать наш запас энергии.

"Технологии, которые были задуманы как средство экономии наших сил, во многом сами превратились в факторы стресса", - утверждает Шаффнер.

Забыть о работе, выйдя из офиса, сегодня стало трудно как никогда.

Стирание границ между работой и отдыхом может усугублять переутомление
Если история нас чему-то и научила, так это тому, что излечить этот недуг не так-то просто.

В прошлом пациентам с неврастенией могли прописать продолжительный постельный режим, однако часто скука лишь усугубляла недомогание.

Сегодня тем, кто страдает от выгорания, могут предложить когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь справиться с эмоциональным истощением и определить способы восстановления жизненных сил.

"Средства от переутомления очень индивидуальны. Надо самому понимать, что отнимает у вас силы, а что их восстанавливает", - поясняет Шаффнер.

Некоторым людям требуется стимуляция в виде занятий экстремальными видами спорта, а некоторые предпочитают почитать книжку.

"Самое важное - проводить границы между работой и отдыхом", - советует она.

Сама Шаффнер обнаружила, что более глубокое понимание этой темы помогло ей самой комфортно существовать в периоды прилива и упадка сил.

"Как это ни парадоксально, исследование темы переутомления прекрасно заряжает энергией, - говорит она. - Меня живо интересовала эта тема, и в то же время рассказы о том, как много людей в самые разные исторические эпохи переживали примерно то же самое, действовали на меня успокаивающе".

"Если знаешь, что ты не один столкнулся с такой проблемой, что и другие чувствовали то же самое, пусть и при совсем других обстоятельствах - это служит утешением", - заключает она.

Источник: bbc.com