Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха?..

27 марта 2017 г.

Каждый из нас может выбирать свое отношение к тому, что с ним происходит. А еще наши установки и убеждения влияют на то, как мы чувствуем, действуем и живем. Коуч Мария Никонова на примерах показывает, как формируются наши убеждения и как их можно изменить с пользой для себя. Ее мнение приводит health info, ссылаясь на psychologies.ru.

Основные идеи

Кажется, что решения мы принимаем осознанно, но на самом деле на них влияют негативный опыт и воспоминания.

Мы склонны решать проблемы известными способами и часто не можем посмотреть на цель с другой стороны.

Установки можно изменить – старые нейронные связи разрушатся и создадутся новые.

Наш успех зависит от окружения: если рядом тот, кто в нас верит, мы способны на большее.

КАК РАБОТАЮТ УБЕЖДЕНИЯ

Кэрол Дуэк, профессор психологии в Стэнфордском университете, посвятила много научных работ тому, как убеждения человека о себе и мире влияют на его жизнь. Она рассказала о нескольких экспериментах, проведенных в школах. Группе детей рассказывали о том, что способность к обучению развивается. Тем самым у них создавалось убеждение, что они способны преодолеть трудности и могут лучше учиться. В результате эти дети показывали более высокую успеваемость по сравнению с контрольной группой.

В другом эксперименте Кэрол Дуэк с двумя исследователями выясняла, как влияют убеждения студентов на их силу воли.

В первом тесте они провели опрос студентов, чтобы узнать их убеждения: трудная задача выматывает их или делает усерднее и сильнее. Затем студенты проходили через ряд экспериментов. Те, что верили в то, что трудная задача отнимает слишком много сил, справлялись со вторым и третьим заданием хуже. Те же, кто верил, что их силе воли не угрожает одно трудное задание, со вторым и третьим справлялись так же, как и с первым.

Во втором тесте студентам задавали наводящие вопросы. Одним: выполнение трудной задачи заставляет вас почувствовать усталость и взять небольшой перерыв на восстановление? Вторым: иногда выполнение трудной задачи дает вам энергию, и вы легко беретесь за новые сложные задачи?

Результаты были аналогичны предыдущим. Сама формулировка вопроса влияла на убеждения студентов, которые отражались на выполнении заданий.

Наконец, исследователи решили изучить реальные достижения студентов. Те, кто был убежден, что трудная задача выматывает их и снижает самоконтроль, были менее успешны в достижении поставленных целей и склонны прокрастинировать.

Убеждения определяли поведение. Корреляция была настолько сильной, что совпадением ее не назовешь.

Что это значит? То, во что мы верим, либо помогает нам двигаться вперед, становиться успешными и достигать целей, либо питает нашу неуверенность в себе.

ДВЕ СИСТЕМЫ

В принятии решений участвуют две системы – сознательная и бессознательная, контролируемая и автоматическая, аналитическая и интуитивная. Психологи давали этим двум системам различные наименования. В последнее десятилетие популярностью пользуется терминология Даниэля Канемана, получившего Нобелевскую премию за достижения в экономике.

Канеман – психолог и использовал психологические методы изучения поведения людей. Он же написал о своей теории книгу «Думай медленно, решай быстро».

Он называет две системы принятия решения. Система 1 работает автоматически и очень быстро. Она не требует или почти не требует усилий. Система 2 отвечает за сознательные умственные усилия.

Систему 2 можно отождествить с разумным «Я», а Система 1 управляет процессами, которые не требуют нашего фокуса и сознания, и она является нашим бессознательным «Я».

Нам кажется, что большинство решений принимает Система 2, наше сознательное «Я», на самом деле эта система достаточно ленива, пишет Канеман. Она подключается к принятию решений только тогда, когда Система 1 не справляется и бьет тревогу. В остальных случаях Система 1 полагается на приобретенные из опыта или от других людей представления о мире и о себе.

Убеждения не только экономят время на принятие решений, но и защищают нас от разочарования, ошибок, напряжения, гибели.

Благодаря нашей способности обучаться и нашей памяти мы избегаем ситуаций, которые находим опасными, и ищем те, которые однажды уже принесли нам пользу.

За словами «я не способна достигать значимых целей» лежит определенный негативный опыт или чужая воспринятая оценка. Эти слова нужны человеку, чтобы не испытывать разочарование снова, когда в процессе движения к цели что-то идет не так.

КАК ОПЫТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЫБОР

Наш опыт важен для принятия решения. Пример тому – эффект установки или барьер прошлого опыта. Эффект установки был продемонстрирован американским психологом Абрахамом Лачинсом, который предложил испытуемым задачу с сосудами с водой. Решив задачу в первом туре, они применяли тот же способ решения и во втором, хотя во втором туре был более простой метод решения.

Люди склонны решать каждую новую проблему или задачу тем способом, который однажды уже доказал свою эффективность, даже если существует более простой и удобный способ решения. Этот эффект объясняет, почему люди не пробуют найти решение, если однажды усвоили, что его, по их мнению, нет.

ИСКАЖЕННАЯ ПРАВДА

Известно более 170 когнитивных искажений, которые заставляют нас принимать иррациональные решения. Они продемонстрированы в различных научных экспериментах. Однако единого мнения о том, как эти искажения возникают и как их классифицировать, пока не найдено.

Ошибки мышления также формируют представления человека о себе и о мире.

Представьте человека, убежденного в том, что актерским мастерством не заработать. Он встречается с друзьями и слышит от них две разные истории. В одной друзья рассказывают ему об успехе одноклассника, ставшего высокооплачиваемым актером. В другой – о том, как их бывшая коллега бросила работу и прогорела на своем решении попробовать актерскую карьеру.

Чьей истории он поверит? Больше шансов, что второй. Тем самым он продемонстрирует одно из когнитивных искажений – склонность к подтверждению своей точки зрения. Или тенденцию человека искать информацию, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Теперь представьте, что его познакомили с тем успешным одноклассником, сделавшим актерскую карьеру. Изменит ли он свое мнение или продемонстрирует эффект стойкости убеждения, когда мнение сохраняется даже тогда, когда поддерживающие его свидетельства были опровергнуты?

Убеждения формируются благодаря опыту и полученной извне информации, они обусловлены многочисленными искажениями мышления. Убеждения часто не имеют ничего общего с реальностью. И вместо того, чтобы облегчать нашу жизнь и защищать нас от разочарования и боли, они делают нас менее эффективными.

НЕЙРОНАУКА УБЕЖДЕНИЙ

Чем чаще человек повторяет определенное действие, тем прочнее становится нейронная связь между клетками мозга, которые совместно активировались для осуществления этого действия. Чем чаще активируется нейронная связь, тем выше вероятность активации этих нейронов в будущем. И значит, выше вероятность сделать то же, что и обычно.

Верно и противоположное утверждение: «Между нейронами, которые не синхронизированы, нейронная связь не образуется. Если вы никогда не пробовали посмотреть на себя или на ситуацию с другой стороны, скорее всего, вам будет сложно это сделать».

ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ?

Синаптическая связь между нейронами способна меняться. Использование нейронных связей, представляющих определенный навык и способ мышления, приводит к их укреплению. Если же действие или убеждение не повторяются, нейронные связи ослабевают.

Так приобретается навык: будь то умение действовать или способность мыслить определенным образом.

Вспомните, как вы учились чему-то новому, раз за разом повторяли усвоенный урок, пока не достигли успеха в обучении. Изменения возможны. Убеждения изменяемы.

ЧТО МЫ ПОМНИМ О СЕБЕ?

Еще один механизм, участвующий в изменении убеждений, называется реконсолидация памяти.

Все убеждения о себе и о мире так или иначе связаны с работой механизма памяти. Мы получаем опыт, слышим слова или воспринимаем поступки по отношению к нам, делаем выводы и запоминаем их.

Процесс запоминания проходит три стадии: обучение – хранение – воспроизведение. В процессе воспроизведения мы запускаем вторую цепочку памяти.

Каждый раз, когда мы воспроизводим то, что помним, у нас есть возможность переосмыслить опыт и сложившееся представление о себе и о мире. И дальше в нашей памяти сохранится уже переосмысленное убеждение.

Если изменения возможны, как заменить вредные убеждения на те, что будут помогать добиваться успеха?

ЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЕМ

Кэрол Дуэк рассказывала школьникам о том, все люди обучаемы и каждый может развить свои способности. Так она помогала детям приобрести новый тип мышления – установку на рост.

В другом эксперименте испытуемые находили больше решений, когда ведущий предупредил их, что им нельзя дать себя обмануть.

Знание того, что образ мышления вы выбираете сами, помогает менять установку.

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ УСТАНОВОК

Правило нейропихолога Дональда Хебба, который изучал значение нейронов для процесса обучения, гласит: то, на что мы обращаем внимание, усиливается. Чтобы изменить убеждение, нужно научиться менять точку зрения на приобретенный опыт.

Если считаете, что вам всегда не везет, вспомните ситуации, когда это не подтверждалось. Опишите их, посчитайте, разберите. Действительно ли вас можно назвать человеком, которому не везет?

Вспомните ситуации, в которых вам не везло. Подумайте, могло ли быть хуже? Что могло бы случиться при самом неудачном раскладе? Теперь вы еще считаете себя невезучим?

На любую ситуацию, действие или опыт можно посмотреть с разных точек зрения. Это почти так же, как смотреть на горы с высоты самолета, с вершины горы или у ее подножья. Всякий раз картинка будет разной.

КТО В ВАС ВЕРИТ?

«Когда мне было восемь, я провела в пионерском лагере две смены подряд. Я закончила первую смену с нелестной характеристикой пионервожатых. Смена закончилась, вожатые сменились, а я осталась. Вожатая второй смены неожиданно увидела во мне потенциал и назначила командиром отряда, тем, кто отвечает за дисциплину в отряде и каждое утро на линейке рапортует о том, как прошел день. Я органично вжилась в эту роль и увезла домой грамоту за отличное поведение во вторую смену», - говорит Мария Никонова.

Эта история стала знакомством Марии с эффектом Пигмалиона или Розенталя – психологическим феноменом, который кратко можно описать так: людям свойственно оправдывать ожидания.

Многочисленные научные исследования изучают эффект Пигмалиона в разных плоскостях: образование (как восприятие учителя воздействует на способности учеников), менеджмент (как доверие и поощрение талантов со стороны руководителя влияет на их раскрытие), спорт (как тренер способствует проявлению сильных сторон спортсменов) и другие.

Во всех случаях экспериментально подтверждается положительная взаимосвязь. Это значит, если кто-то в нас верит, мы способны на большее.

Как видим, наши представления о себе и о мире могут помогать справляться со сложными задачами, быть продуктивными и успешными, достигать целей. Для этого научитесь правильно выбирать убеждения или менять их. Для начала хотя бы поверьте в это.

Источник: Онлайн-журнал Psychologies