Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Электростимуляция мозга повысит креативность

20 марта 2013 г.

Наш мозг не только постоянно впитывает информацию извне, но ещё и фильтрует её. Занимается этим, как уверяют нейробиологи, префронтальная кора, преимущественно левая её половина: она определяет, что более важно, что — менее, какие раздражители следует принять во внимание, а какие — отбросить, чтобы не мешали решать текущую задачу. Иными словами, префронтальная кора контролирует сознание над сознанием, хотя это и звучит несколько странно.

Однако такой контроль часто ограничивает фантазию, свободные ассоциации, то есть творческое мышление. Вдохновение, озарение — всё это несовместимо с жёстким управлением «входящих данных». Конечно, можно бороться с такими ограничениями с помощью психологических техник, расширяющих сознание. А можно использовать достижения современной нейробиологии, как поступили исследователи из Пенсильванского университета (США). Команда учёных под руководством Шерон Томсон-Шилл применила метод транскраниальной электростимуляции к нескольким добровольцам, чтобы усилить их творческое мышление.

Суть транскраниальной стимуляции в том, что с помощью слабых токов на мембранах нейронов меняется заряд, из-за чего нервные клетки легче или труднее возбудить. Этот эффект можно создать на определённом участке мозга — и тем самым усилить или ослабить его связь с другими районами.

Подопытные были разделены на три группы: у одних транскраниальная электростимуляция была направлена на левую часть префронтальной коры, у других — на правую, а третьи были группой плацебо. В свою очередь, в каждой из этих групп выделялись две подгруппы: одной предлагали обычное, нетворческое задание, а второй — творческое. Само задание состояло в том, чтобы найти как можно больше применений какому-то предмету. Человеку последовательно показывали 60 предметов, каждый не дольше 9 секунд, и за это время он должен был сообразить, как можно использовать эту штуку. Предметы были самые привычные, но в одном случае нужно было указать их обычное применение (например, что можно сделать с бейсбольной битой? — ударить по мячу!), а в другом — придумать нечто из ряда вон (ту же бейсбольную биту можно использовать... как скалку для работы с тестом). Очевидно, для того чтобы измыслить необычный способ, нужно забыть всё привычное и впустить в сознание новые, странные ассоциации.

Как пишут исследователи в журнале Cognitive Neuroscience, на способность находить обычное применение традиционным предметам ни стимуляция (в любом варианте), ни её отсутствие не влияли. (Тут, правда, стоит заметить, что, хотя метод и называется «стимуляцией», в данном случае он был нужен не для стимуляции, а подавления контролирующей активности префронтальной коры.) Разница заключалась в творческом варианте задания: те, у кого обрабатывали правую часть коры, а также плацебо-участники не смогли придумать ничего необычного для пятнадцати предметов из шестидесяти, тогда как при обработке левой части коры упущенных предметов было всего девять. Кроме того, при подавлении левой части коры человек находил творческое решение заметно быстрее остальных.

Если же испытуемым предлагали тест иного рода, в котором левая часть префронтальной коры не задействована — например, вспомнить числовой ряд, — то никакой разницы опять-таки не было, ни со стимуляцией, ни без неё. Это подтверждает гипотезу о том, что за когнитивный контроль над воображением и информационными потоками отвечает левая половина префронтальной коры.

Пригодятся ли эти данные на практике, мы не знаем, однако уже сейчас можно сказать: многие проблемы с вниманием и концентрацией могут быть связаны с тем, что эта самая левая часть коры во время индивидуального развития не сумела установить достаточно много контактов с подконтрольными ей областями мозга.

погружной блендерпродам нетбуклобановский александр дочьsms написатькартриджи гейзер

Источник: Компьюлента