Биологические часы страдающих депрессией нарушены на клеточном уровне

1 июня 2013 г.

Американские ученые доказали, что биологические часы страдающих клинической депрессией людей нарушены на клеточном уровне, сообщает Medical Xpress. Результаты работы, проведенной исследователями из Медицинской школы Мичиганского университета (University of Michigan Medical School), опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Нарушение суточных ритмов является одним из симптомов большого депрессивного расстройства, или клинической депрессии - состояния, характеризующегося целым набором признаков, включая нарушение сна и аппетита, сниженное настроение, утрату энергичности и суицидальные идеи.

Ранее нарушение суточных ритмов экспрессии генов ученые доказали на животных и ряде периферических тканей человеческого организма. Исследователи из Мичиганского университета под руководством Худа Акила (Huda Akil) решили доказать, что «расписание» экспрессии генов нарушено и в тканях головного мозга. Для этого они изучили суточные ритмы в клетках 89 органов, пожертвованных на научные исследования. Медики взяли для своей работы головной мозг 55 пациентов, никогда не страдавших депрессией или другими психиатрическими заболеваниями («контроль»), и органы 34 больных клинической депрессией. Собранные данные содержали информацию о 12 000 транскриптах (мРНК), полученных из клеток различных областей головного мозга. Среди них были такие «циркадные» гены, как BMAL1(ARNTL), PER1-2-3, NR1D1(REV-ERBa), DBP, BHLHE40 (DEC1) и BHLHE41(DEC2).

По активности ряда генов в органах из контрольной группы Акил и его коллеги смогли определить время смерти человека - биологические часы всех клеток головного мозга пациентов из первой группы работали удивительно четко. Другая картина наблюдалась в органах, полученных от страдавших депрессией людей: суточные ритмы у них были сбиты, и днем экспрессировались «ночные» гены. Более того, в ходе исследования ученые выяснили суточные ритмы активности многих генов в различных областях мозга, которые раньше были неизвестны.

«Мы обнаружили, что многие гены, которые имеют определенный 24-часовой цикл у здоровых людей, не синхронизированы со стандартным световым днем у пациентов, страдавших депрессией. Это выглядело так, как будто они умерли в другом часовом поясе», - пояснил один из авторов работы. Ученые полагают, что рассинхронизация может наступать из-за нарушения связи между отдельными циркадными генами.

По данным Всемирной организации здравоохранения, опубликованным в 2012 году, депрессией и связанными с ней расстройствами психики страдает 350 миллионов человек во всем мире. Почти пять процентов из них подвержены рецидивам заболевания в течение всего года.

Фільчаков Олександр Васильович прокурорАлександр Фильчаков прокурорлобановский харьков классгенератор иконокинтернет магазин блендер