Новости
здоровья
Мнения
пользователей
Магазин
Педагогическая диагностика как составляющая работы учителя

3 августа 2013 г.

Совершенствование профессионализма и педагогического мастерства учителя начальных классов - важная предпосылка повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и реформирования образовательной системы в Украине. Поэтому проблема подготовки современного учителя занимает одно из центральных в психологической и педагогической науке о высшей школе.

Учитель начальных классов, работая в течение четырех лет с одним контингентом учащихся, призванный создавать педагогические условия, при которых раскрывается положительный потенциал обучения, воспитания и развития личности. Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, призвана обеспечивать перспективное становления детской личности, ее интеллектуальный, физический и социальное развитие в условиях массовой классно-урочной системы. Успешное решение этих функций профессиональной деятельности учителя напрямую связано с владением им педагогической диагностикой.

Диагностика как особый вид промежуточного познания позволяет проникать во внутреннюю скрытую сущность явления на основе ограниченного количества внешних признаков. Диагностическая деятельность учителя начальных классов выступает самостоятельным видом психолого-педагогической деятельности и сквозным составным элементом любой деятельности [источник:http://rustudent.com/].

Диагностическая деятельность учителя начальных классов выполняет следующие функции: информационную - обеспечивает информационный учет в учебно-воспитательной системе; измерительную - позволяет выразить динамику развития изучаемых явлений; контрольно-результативную - позволяет находить, исправлять недостатки образовательного процесса как смыслового, так и организационного характера; развивающую - обнаруживает существенные закономерности между различными педагогическими явлениями; воспитательную - способствует развитию и самовоспитанию личности учителя.

Компонентами диагностической деятельности является мотивационные, содержательные, операционные составляющие, формируются поэтапно в целостном педагогическом процессе: учебном процессе, системе воспитательной работы, педагогической практике. Компоненты диагностики взаимовлияют и взаимодополняют друг друга.

Центральным звеном педагогической диагностики является изучение личности школьника. Положительный опыт воспитания находит отражение в таких показателях воспитанности детей, как сформированность интегративных личностных качеств, теоретическая и практическая готовность к труду, самообразования, самовоспитания. Важным направлением исследования является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным воздействиям - знание общего, типичного и индивидуального.

Важным объектом педагогической диагностики является и сам учитель. Учитель, как правило, нет, хотя и не всегда осознает потенциальные возможности, зону ближайшего профессионального развития и саморазвития - это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, только намечаются у учителя, проявляются не у всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих. Помочь учителю увидеть зону своего ближайшего профессионального развития, по мнению А.Маркова, - важная задача профессиональной диагностики.

Итак, практическая реализация психолого-педагогической диагностики позволит обеспечить достижение максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.

Управление развитием профессиональной компетентности молодого учителя ВУЗа

17 июля 2013 г.

Профессиональная компетентность учителя - это интегрированное профессионально-личностное образование, в котором внутренние ресурсы человека, его личные качества и способности рассматриваются как источник и критерии эффективной предметной деятельности в системе образования, это такое свойство личности, которая владеет комплексом профессионально значимых для учителя педагогических качеств, имеет высокий уровень научно-теоретической, практической и методической подготовки к творческой педагогической деятельности и эффективного взаимодействия с учащимися в процессе педагогического взаимодействия на основе внедрения современных технологий для достижения высоких результатов.

Современные исследователи отмечают, что профессиональная компетентность педагога имеет несколько видов:

социально-психологическая компетентность, которая определяется как способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми, которые его окружающих в системе межличностных отношений (умение ориентироваться в социальных ситуациях, выбирать адекватне способы общения и т.п.);

коммуникативная компетентность как конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения;

профессионально-педагогическая компетентность как способность к продуктивному общению в условиях педагогической системы, основными элементами которой являются:

а) специальная и профессиональная компетентность в сфере дисциплины, преподаваемой;

б) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков;

в) социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

г) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности;

д) аутопсихологическая компетентность в сфере достоинств и недостатков своей деятельности и личности;

е) социально-экономическая компетентность предполагает знания глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества;

е) социально-культурная компетентность предполагает высокий уровень профессиональной и общей культуры.

Суммируя вышесказанное, можно определить основные характеристики компетентности: многофункциональность; универсальность; многомерность; объемность; надпредметнисть и многомерность; интеллектуальная насыщенность; действенность; социальность. Они связаны с требованиями к его профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность формируется постепенно в процессе накопления профессионального опыта и обеспечивает учителю глубокое знание дела и способов и средств достижения поставленных целей. Всего компетентность педагога обусловлена ​​особенностями, богатством, разнообразием и интегрированностью приобретенного профессионального опыта.

Развитие профессиональной компетентности молодого учителя общеобразовательного учебного заведения происходит благодаря внутришкольном управлению, ориентированные на потребности ученика согласно сформулированных целей и задач учебного заведения, создают условия для обеспечения всестороннего развития личности учителя, осуществления результативной, самоуправляемой индивидуальной и коллективной деятельности.