Новости
здоровья
Мнения
пользователей
Магазин
Способы развития пространственного мышления школьников

1 ноября 2013 г.

В структуре общего психологического развития человека особое место занимает пространственное мышление, которое обеспечивает формирование обобщенных и динамических представлений об окружающем мире, его социальные ценности, эмоциональное отношение к явлениям действительности, их этической и эстетической оценки. Одной из основных задач изучения геометрии в современной школе является развитие пространственного мышления.

Но пространственное мышление школьников развивается различными путями, причем часто этот процесс происходит стихийно, без целенаправленного воздействия педагога.


По нашему мнению, необходимо в младшем школьном возрасте использовать тот особый интерес школьников к познанию окружающего мира, их естественную потребность в исследовании, конструировании, техническом моделировании, что способствует развитию творческого мышления, активизирует познавательные возможности, создает возможности для эффективного развития пространственного мышления в дальнейшем.

Изучение геометрического материала в 5-6 классах происходит постепенно, изучаются как фигуры на плоскости (отрезок, луч, прямая, угол, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, круг), так и пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, куб), простые свойства фигур, геометрические величины (длина, градусная мера угла, площадь, объем) и единицы их измерения, построения геометрических фигур (без ссылки на аксиомы конструктивной геометрии).

В классе изучение понятий « куб », « параллелепипед » имеет преимущественно пропедевтический характер. Изучение геометрических фигур должна предусматривать использование наглядных иллюстраций, примеров из окружающей среды, жизненного опыта учащихся, выполнение построений и способствовать выработке умений выделять форму и размеры как основные свойства геометрических фигур.

В период с седьмого по восьмой класс в программе по геометрии нет вопросов с стереометрии, не предусмотрено изучение в данный период пространственных фигур. На наш взгляд, это большой недостаток, так как учащимся потом сложно адаптироваться к восприятию нового материала с стереометрии.

Учителя математики, исследователи отмечают, что значительная часть старшеклассников чрезвычайно сложно воспринимает переход от « плоскости » к « пространства», не умеет читать картинки, изображения пространственных фигур на плоскости не воспринимает как рисунок объемной фигуры. Ученики испытывают трудности при определении соотношений между отдельными элементами изображения, мыслительно не могут изменять их расположение, разделять фигуру на части или, наоборот, составлять ее из имеющихся частей.

В 9 классе при изучении элементов стереометрии рассматриваются следующие вопросы: взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, а также изучается определение призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. От учащихся требуется формулировка определений геометрических фигур и их элементов и умение изображать их [согласно этому источнику данных].

При изучении пространственных геометрических фигур необходимо приучать учащихся находить их в окружающих предметах: здания, комбинации труб как комбинации простых геометрических тел - все это является материалом для развития наблюдательности учащихся, для развития умения раскладывать «сложные » тела на простые. Посредством проведения такой работы учащиеся лучше понимают необходимость знания геометрического материала в повседневной жизни, в решении задач по жизненной практики. Таким образом повышается интерес к геометрии как к науке, желание его изучать.

При решении пространственных задач, а именно задач на построение комбинации геометрических тел, на современном уроке учитель математики должен пользоваться готовыми изображениями геометрических тел на компьютере, использовать модели геометрических тел, значительно ускорит время решения задач, а также привлекать учеников к выполнению изображений геометрических тел. Важными при этом является приобретение учащимися умения решать задачи, конструировать новые объекты.