Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Зрение как метафора

15 июня 2016 г.

Загляните в глаза человеку, и вы увидите, кто он есть на самом деле. Мы можем изображать на лице улыбку и говорить то, что хотят услышать другие, но правда всегда остается в наших глазах, отмечает Мартин Брофман в книге «Ваш внутренний путь к хорошему зрению».

Глаза не могут солгать. Глаза — это органы внешнего восприятия, но в то же время они связаны с внутренними восприятиями. В речи можно встретить множество высказываний, указывающих на метафорическое значение зрения, например:
«Он так близорук».
«Она видит все насквозь».
«Он не видит, что происходит».
«Я вижу, в чем дело».
«Они закрывают глаза на его поведение».
«Он отказывается рассматривать этот вопрос».

Однако ни одно из этих высказываний не имеет отношения к физическому зрению. Так в чем же суть взаимоотношений между зрением и способом бытия?

Зрение — это не просто физический процесс, который обеспечивает остроту зрительного восприятия; это многомерная функция, которая воздействует на эмоциональное и ментальное состояния бытия, но также подвергается и обратному воздействию.

Кроме того, зрение связано с индивидуальными особенностями человека, и у каждого вида нарушений зрения есть прямые корреляции с определенным типом личности.

У всех близоруких людей есть что-то общее, у всех дальнозорких можно обнаружить сходство в характерах, а все, кто страдает астигматизмом, сталкиваются в жизни с похожими проблемами. Каждый вид нарушений зрения предполагает напряженность в способе взаимодействия человека с окружением, который не может обеспечить ему беззаботную жизнь.

Говорят, что во всех эмоциональных и физических дисбалансах виноват стресс — на нем действительно лежит ответственность за потери большого количества рабочего времени, врачи признают, что он способен вызвать болезнь (или спровоцировать возникновение какой-либо проблемы). Стресс «хранится» в физическом теле в разных формах, включая скованность или напряженность в отдельных мышцах. Типичные примеры воздействия стресса на организм — головные боли и «окоченение» плеч.

Отсюда можно сделать вывод, что физическое напряжение — это эмоциональное или ментальное напряжение, хранящееся в мышцах физического тела. Напряжение в определенных мышцах связано с конкретными эмоциями и ментальными состояниями. Другими словами, то, где вы ощущаете напряжение, связано с тем, почему вы ощущаете напряжение. В случае со зрением различные нарушения связаны с чрезмерным напряжением во внешних мышцах глазного яблока и определенными моделями эмоциональных реакций.

Каждое глазное яблоко окружают шесть мышц. Мы используем их для того, чтобы двигать глазное яблоко в разных направлениях. Когда-то считалось, что это их единственная функция. Однако затем было установлено, что сила окологлазных мышц примерно в сто раз больше, чем нужно для выполнения этих движений. Поскольку структура и функция каждого органа тела взаимосвязаны, был сделан очевидный вывод о том, что у этих мышц есть другая функция.

Внешние мышцы глазного яблока вместе с хрусталиком являются частью фокусирующего механизма зрительной системы. Они заставляют глазное яблоко удлиняться или укорачиваться в зависимости от того, на что мы смотрим и что мы думаем или чувствуем. Отсюда следует, что глаз действует как фотоаппарат с растяжным мехом, который может изменять фокусное расстояние — в отличие от ящичного фотоаппарата с фиксированным фокусным расстоянием.

Четыре прямые мышцы, сокращаясь, «втягивают» глазное яблоко в глазницу. Чрезмерное напряжение в этих мышцах создает условия для дальнозоркости. Это же напряжение проявляется в эмоциональной сфере как чувство гнева или вины (злости на свое «я»). Оно может выражаться в ощущении выхода из своего «я», когда внимание переключается на внешний образ или роль, вместо того чтобы фокусироваться на том, кем человек является на самом деле. У дальнозоркого человека энергия выплескивается наружу и не позволяет вещам приблизиться к нему или даже отталкивает их. Такие люди склонны преуменьшать свою значимость по сравнению с другими.

Две мышцы, которые опоясывают каждое глазное яблоко как брючные ремни, называются косыми. Когда они напрягаются, то сдавливают глазное яблоко, заставляя его удлиняться. Чрезмерное напряжение косых мышц связывают с близорукостью. Оно выражается в эмоциональной сфере как стремление спрятаться внутри своего «я», углубиться в себя. Кроме того, напряжение может выражаться в виде мрачных предчувствий, страха, недоверия, ощущения угрозы или боязни быть самим собой. Все эти переживания могут ощущаться одновременно.

Неравномерное напряжение различных мышц вызывает неравномерное сжатие глазного яблока, нарушая его сферическую форму и создавая предпосылки для возникновения астигматизма — искажения зрения. В этом случае человек может испытывать ощущение потерянности или неуверенности в жизненных ценностях — в том, чего он действительно желает или чувствует. В результате «внутрь» человека проникают ценности «со стороны», которые не являются для него естественными или истинными. Стрессовая нагрузка данной ситуации ощущается не только в сознании человека, но и в его глазных мышцах.

Зрение ухудшается, когда люди испытывают стресс в отношениях со своим окружением и теряют способность ясно видеть — как в прямом, так и в переносном смысле. Если такая ситуация длится долго, глазные мышцы, испытывающие постоянное напряжение, могут оказаться на какое-то время «замороженными» и удерживать глазное яблоко в одном положении. Поскольку напряжение в глазных мышцах соответствует напряжению в сознании, то можно предположить, что все это время человек пребывает в каком-то определенном состоянии. Поэтому расслабить глазные мышцы и восстановить ясность зрения можно с помощью релаксационных методик и упражнений для глаз по системе хатха-йоги (аналогичных тем, которые офтальмологи называют упражнениями на подвижность).

Восстановление нормального тонуса глазных мышц позволяет глазному яблоку принять свою естественную форму и возвратить ясность зрения. Одновременно с этим человек освобождается от напряжений в теле и сознании, и это приводит к возвращению более комфортного, ясного и естественного способа бытия. Естественным состоянием зрения человека является ясность, и результатом обретения ясности вновь становится возвращение к естественному состоянию равновесия и возможности быть самим собой.

Чтобы вернуться в состояние ясности и равновесия, необязательно фокусировать внимание на глазных мышцах. Этого можно добиться путем изменения образа жизни. Зрение — это метафора нашего мировоззрения, и оно напрямую связано с особенностями личности. Для того чтобы восстановить ясность зрения, необходимо выявить в жизненном опыте человека элементы, связанные с плохим зрением, и устранить их. Если мы снимем чрезмерное напряжение в нашем сознании, напряжение в глазных мышцах тоже исчезнет, и глазное яблоко сможет вернуть свою естественную форму, что приведет к восстановлению ясности зрения.

Так как каждый вид нарушений зрения соответствует определенному типу личности, то вместе с изменениями во внешнем зрении следует ожидать изменений в характере личности. Суть бытия «новой» личности останется прежней, но человек сможет выбрать более приятный для себя способ взаимодействия с окружением — и это будет совсем другая жизнь.

Такую трансформацию можно сравнить с удалением фильтра восприятия, через который раньше производился отбор ценностей. Вместо того чтобы становиться результатом восприятий, которые, как известно, являются искаженными, мы можем самостоятельно принимать решение, кем быть, и сознательно отбирать те восприятия, которые действительно являются для нас истинными, будут способствовать успешному взаимодействию и помогут быть теми, кто мы есть на самом деле. В отсутствие старого фильтра станут очевидными новые ценности. Изменения могут оказаться очень простыми — другие предпочтения в еде, одежде или музыке. Они могут стать и такими глобальными, как изменения в карьере и взаимоотношениях. Подобные трансформации, возможно, покажутся радикальными, но это всегда будут изменения к лучшему, которые в конечном счете приведут к долгожданному счастью и полной реализации потенциала личности.

Методики по улучшению зрения, которые не учитывают аспект изменения личности, приносят только ограниченный успех. В случаях, когда зрение восстанавливалось полностью, люди всегда проходили через процесс трансформации и фактически становились новыми людьми. Каждый из них превращался в личность, обладающую иным темпераментом и даже характером, с другим способом видения мира. Степень и скорость улучшения зрения зависели от готовности человека принять эти изменения, новую личность, стать новым существом или, скорее, стать самим собой и вести естественна жизнь.

Если мы представим, что каждый из нас существует внутри энергетического «пузыря», индивидуального фильтра восприятия, то сможем увидеть несколько многозначительных метафор.

Близоруким людям легче видеть то, что находится вблизи, чем то, что располагается далеко. Их внимание в основном сфокусировано на том, что находится внутри «пузыря». Энергия внимания направлена на то, что находится внутри, в сторону, противоположную всему, что находится снаружи, и поэтому близорукие люди видят ясно и без труда только те вещи, которые располагаются близко. Эти люди ориентированы на себя до такой степени, что свое «я» становится для них более важным, чем «ты», а их понимание «мы» не включает понятия «ты» в качестве объекта, достойного равного внимания. То, чего они хотят или что чувствуют, кажется им более важным, чем желания и чувства других. Близорукие люди часто испытывают исключительную потребность в уединении и могут отрешаться от окружающего мира. Они могут испытывать страх перед окружением и ощущать необходимость спрятаться внутри себя.

Мысли близоруких людей фокусируются на том, что ждет их впереди, и создают эмоциональный опыт страха или неуверенности. Подобная озабоченность будущим мешает людям полностью присутствовать в том месте, где они на самом деле находятся, и степень этой озабоченности отражается на степени близорукости.

Возможны и другие модели компенсирующего поведения, такие как стремление замаскировать и минимизировать страх с помощью агрессивности, попытки скрыть уход в себя под напускной экстравертностью, однако сейчас нас больше интересуют внутренние предпосылки внешних проявлений.

Близорукие люди смогут направить энергию наружу, если станут проявлять все больше и больше желания оказаться на виду, поверят в то, что это им ничем не навредит, и позволят людям увидеть их такими, какие они есть на самом деле. Люди, страдающие близорукостью, смогут научиться смотреть на себя глазами других людей и понимать, какими их видят другие. Это даст им возможность не только смотреть изнутри наружу, но и снаружи заглядывать внутрь. Это позволит им выйти за пределы своего «я», взглянуть на вещи с другой точки зрения и получить дополнительную информацию, которую можно будет использовать для оптимизации взаимодействия с окружающей реальностью.

Кроме того, близоруким людям необходимо научиться обращаться с другими так, как они хотели бы, чтобы другие обращались с ними, окажись они сами на месте этих других. Совершенно необязательно соглашаться с тем, как их воспринимают другие люди, достаточно проявить готовность увидеть себя такими, какими их видят со стороны, и понять, что восприятия других людей так же важны для этих других, как их собственные для них самих. К тому же всегда очень полезно знать, как тебя воспринимают другие.

Близорукому человеку обязательно нужно поработать над уверенностью в себе и дать обещание никогда больше не принимать решений, основанных на страхе. Он должен перестать бояться окружения, в котором может оказаться, и вместо этого все больше и больше фокусировать внимание на том, чтобы позволить себе быть самим собой — настоящим. Такому человеку необходимо поверить в то, что если он будет заниматься тем, чем ему действительно хочется заниматься, тогда обязательно произойдет что-нибудь замечательное. А поскольку этот процесс так важен для нашего «я», близоруким людям следует научиться понимать, насколько тот же процесс важен для других людей и что каждый, кто становится самим собой, начинает чувствовать себя все лучше и лучше.

Источник: health info