В Украине хотят запретить рекламу лекарств в СМИ
Среди причин смертности неконтролируемый прием лекарств занимает одно из ведущих мест в мире. Одним из факторов высоких цен импортных лекарств является бесконтрольное размещение рекламы.
Государственная лекарственная служба выступает за запрет рекламы лекарственных препаратов в СМИ. Об этом заявил глава ведомства Алексей Соловьев.
«В Украине необходимо существенно ограничить, а возможно, и запретить рекламировать лекарственные препараты в средствах массовой информации. Уровень для системы здравоохранения нашей страны», - убежден Соловьев.
Ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения, глава Гослекслужбы отметил, что среди причин смертности неправильный и неконтролируемый прием лекарств занимает одно из ведущих мест в мире.
«Мы будем поднимать вопрос о значительном ограничении возможности рекламировать лекарственные препараты в СМИ. Возможно, будем инициировать в Верховной Раде законопроект, который запретит рекламу лекарств в СМИ. Чтобы ограничить рекламу лекарств, нужно оценить все риски. Например, все видели рекламу, где рекламируется ферментый препарат, причем в рекламном ролике наши украинские граждане учат немецких граждан, как применять этот препарат. Скажем прямо: если бесконтрольно применять этот лекарственный препарат в течение нескольких лет, это закончится тем, что перестанет функционировать поджелудочная железа», - отметил Соловьев.
Также, по его словам, одним из факторов высоких цен импортных лекарств является бесконтрольное нерегулированное размещение рекламы на телеканалах и в других средствах массовой информации.
«Это не только стимулирует пациента принимать больше невсегда показанных к применению безрецептурных лекарств, но и значительно увеличивает конечную стоимость этих препаратов для пациента», - считает Соловьев.
«Только в 2013 году фармкомпании потратили 3,5 млрд грн на рекламу на телевидении, а это фактически 10% объема рынка в деньгах, которые в итоге оплачивает пациент. Около 50% приобретенных без рецепта и без назначения врача лекарств куплены под воздействием рекламы», - отметил Соловьев.
Между тем в нашей стране каждый второй житель самостоятельно корректирует рекомендации врача относительно своего лечения, а каждый третий делает подобные поправки медицинских рекомендаций, сначала посоветовавшись с Интернетом. Такие данные получились в результате опроса, проведенного в Украине в рамках глобального исследования мировых систем здравоохранения маркетинговой сетью IRIS.
Опрос проводился в 28 странах мира, в нем приняло участие 22 тысячи человек. И как бы респонденты не оценивали работу врачей в своей стране, очень многие предпочитали принимать участие в принятии решений по своему лечению. Беспрекословно следовать назначенному специалистами медицинскому лечению соглашались очень часто.
Украина заняла 10-е место в рейтинге "уверенности": 53% нацелены принимать активное участие в формировании своего лечения, по сравнению с 37% тех, кто стремиться к получению врачебных рекомендаций.
Между тем мнения экспертов по поводу запрета рекламы лекарств неоднозначны. «Цель рекламы безрецептурных препаратов - обеспечение информацией. Во-первых, потребитель лучше узнает продукты, которые есть на рынке, во-вторых, у него есть возможность получать информацию о новых лекарственных препаратах, которые можно использовать для облегчения каких-то состояний. Кроме того, реклама помогает потребителю сформировать свое отношение к различным препаратам, иметь возможность проводить анализ информации и выбирать наиболее подходящие продукты. Реклама безрецептурных препаратов - обычная практика в большинстве стран (Англия, Германия, Испания, Италия, Греции и др.) Я считаю, что она должна быть разрешена и в Украине», - отмечает президент Всеукраинского конгресса по безопасности медицины Анатолий Царенко.
«Я категорически против рекламы лекарственных средств в СМИ. Например, на всех телеканалах навязчиво рекламируются препараты против изжоги, хотя врачи знают, что изжога - симптом по крайней мере 12 различных заболеваний, в том числе и онкологических. А в Украине более 50% всех случаев онкологических заболеваний запущены, то есть выявляются на поздних стадиях, когда вылечить больного уже невозможно. Что касается злокачественных опухолей желудка и других органов желудочно-кишечного тракта, то лишь каждый 10-й пациент обращается к врачам в первой стадии заболевания, когда ему можно эффективно помочь. К чему же приводит бесконтрольная реклама препаратов против изжоги? Пациенты, не консультируясь с врачами, принимают таблетки и тратят драгоценное время, когда можно сделать раннюю диагностику и вылечить заболевание», - отметил он.
«Я за рекламу безрецептурных лекарств и за то, чтобы доктора качественно лечили пациентов, имели высокую квалификацию и возможность адекватно оказать медицинскую помощь пациенту. И не вижу в этом никакого противоречия. Само существование безрецептурной категории предполагает возможность покупки препарата в аптеке без рецепта, т.е. без рекомендации врача. В мире очень активно развивается концепция ответственного самолечения. У нас, в Украине, несколько лет назад стартовал и работает такой же проект. Главная характеристика самолечения - ответственность пациента за свое здоровье. Считаю, что при наличии адекватной регуляторной базы у производителей должна быть возможность доносить пациентам информацию о своих препаратах», - считает эксперт Андрей Обризан.
«Безрецептурные средства нужны для купирования синдромов, которые пациент распознал самостоятельно. Пример - головная боль. В идеале, если у человека есть такой симптом, в аптеке фармацевт расспросит, нет ли черепно-мозговой травмы, повышенного артериального давления, других угрожающих симптомов, при наличии которых он обязан отправить пациента к врачу. У нас же это не работает. У нас аптека в большинстве случаев превратилась в магазин, который просто продает лекарства. Фармацевту не важно, какими будут последствия от применения отпущенных медикаментов. В наших сегодняшних реалиях, с таким уровнем медицины и образования провизоров, рекламу надо ограничивать. Ответственного самолечения нет. Никакой ответственности не несут ни провизор, ни врач, а пациент и подавно. Кроме этого, в рекламе лекарств говорится только о положительных качествах препаратов, а все лекарства имеют побочные эффекты, о которых в рекламе умалчивается», - глава правления Союза потребителей медицинских услуг и лекарственных средств Владислав Онищенко.
В то же время президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк считает, что «невозможно наложить европейские традиции на наши реалии. Наш народ не различает, где рецептурные препараты, где БАДы, где безрецептурные. У нас есть много хороших, правильных законов, которые не выполняются».
Вице-президент Ассоциации производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых добавок и лечебно-профилактических косметических средств Владимир Климчук отмечает, что реклама лекарств помогает людям в них разобраться. «Иначе мы получим общество, которое вообще не понимает, что такое препарат. Пример: похороны, люди испытывают серьезное эмоциональное потрясение. Скажите, пожалуйста, может, мы на кладбище будем вызывать врача, чтобы дать успокаивающее? Человек пошел в поход, у него диарея, почему он не может принять безрецептурный пробиотик? Он что, через весь лес должен бежать, искать врача, чтобы тот ему прописал лечение? Нет, конечно!» - заявляет он.
В Украине отсутствует культура применения медикаментов, отмечает Онищенко. Есть такое понятие "аптечка домашняя, для младенца, транспортная, офисная, для путешествий". И если нет серьезных нарушений, провизор или фармацевт обязаны оказать консультации по формированию таких аптечек. «Смертность от побочного действия лекарства или их неправильного применения занимает 5-е место в мире после онкологии, сердечно-сосудистой патологии и травматизма», - подчеркивает он.
Летом 2012 года чиновники составили перечень лекарств, которые запрещено рекламировать. В черный список попали все медикаменты, которые принимают дети младше 12 лет и препараты для лечения туберкулеза, СПИДа, рака, диабета, бессонницы, ожирения, даже импотенции. Соответствующий приказ вступил в силу с 30 июля 2012 года.
В статье использованы материалы из открытых источников: УНИАН, toneto.net, Комсомольская правда в Украине
Источник: health info
Читайте также:
- Внимание! Эту пятерку лекарственных препаратов нельзя принимать совместно
- Почему одни лекарства пьют, а другие вводят шприцами
- Что такое аспирин и зачем его используют
- Существует ли зависимость от безрецептурных обезболивающих препаратов
- Лекарства, отпускаемые без рецепта: действительно ли вы знаете, что принимаете?
- Антибиотики: как защитить себя и своих детей от опасностей для здоровья
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях