Найдена генетическая причина среднего отита

11 октября 2016 г.

Международная группа ученых обнаружила область генома, связанную с острым средним отитом. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Средний отит — воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает у детей: к трехлетнему возрасту им страдает около 90 процентов несовершеннолетних. Этому способствуют особенности строения уха: в раннем возрасте слуховая трубка является короткой, широкой и относительно прямой, что повышает риск инфицирования.

Помимо инфекций, с отитом связаны генетические маркеры. В 2012 году американские ученые обнаружили корреляцию заболевания с более чем 20 генами-кандидатами, в том числе TLR4, FBXO11, генами интерлейкина (IL). Но независимые исследования подтвердили полученные выводы в незначительной степени. Новая работа стала первой и крупнейшей в области генетического анализа предрасположенности к отиту.

В рамках исследования авторы провели полногеномный поиск ассоциаций (GWAS) на основе образцов ДНК 11 тысяч детей. Заболевание оказалось связано с участком хромосомы 6, на которой расположен ген FNDC1, кодирующий противовоспалительный белок. Корреляция была подтверждена на примере независимых данных 2 тысяч детей. Менее выраженной была связь болезни с генами KIF21B, CACNA1S, CRHR2 и другими.

Кроме того, в экспериментах на мышах ученые показали, что в случае заболевания у животных также наблюдается гиперэкспрессия гена Fndc1, идентичного человеческому FNDC1.

По словам соавтора работы Хакона Хаконарсона (Hakon Hakonarson), результаты исследования могут помочь в разработке альтернативных методов раннего медицинского вмешательства при отитах. Ученые намерены продолжить изучение связей между генами и патогенами, участвующими в возникновении заболевания.

Сейчас лечение отита предполагает применение сосудосуживающих и спиртовых капель, согревающих компрессов. В ряде случаев используется хирургическое вмешательство, например, разрез барабанной перепонки с помощью парацентезной иглы. Наиболее распространенным является использование антибиотиков — они назначаются в большинстве случаев отита у детей в возрасте до 2 лет.

Источник: naked-science.ru