Ответ организма на лечение зависит от биологических часов

9 июня 2017 г.

Некоторые процессы в организме, например, сон, регулируются циркадными (24-часовыми) ритмами. Группа ученых показала, что у млекопитающих, в том числе у человека, присутствуют автономные биологические часы с 12-часовым ритмом, а их нарушение может приводить к развитию некоторых заболеваний. Результаты нового исследования опубликованы в журнале «Cell Metabolism», сообщает health info со ссылкой на аpteka.ua.

Ранее внимание ученых было в основном сфокусировано на циркадных ритмах. Доказано, что их нарушение может приводить к развитию заболеваний, связанных с обменом веществ, утверждает автор исследования Берт О’Мэлли (Bert O’Malley), профессор молекулярной и клеточной биологии Медицинского колледжа Бэйлора (Baylor College of Medicine), США. Например, доказано, что работники, чередующие ночные и дневные смены, и заядлые путешественники, чей ритм сна часто меняется, склонны к увеличению массы тела и развитию сахарного диабета и других нарушений метаболизма. Небезопасно нарушать циркадные ритмы на регулярной основе, подчеркнули исследователи.

Известно, что некоторые биологические функции и процессы регулируются 12-часовыми ритмами. Научные знания об этом цикле ограничены. Есть сведения, что с ним связаны температура тела, артериальное давление, уровни гормонов, ответ на терапию и познавательные способности. Были открыты 200 генов, активность которых регулируется 12-часовыми ритмами. К тому же нарушение этого цикла связано с некоторыми заболеваниями.

В ходе нового исследования ученые намеревались уточнить количество генов, связанных с 12-часовыми циклами, а также выяснить, работает ли этот цикл автономно и могут ли его колебания быть скорректированы с помощью окружающей среды.

Для исследователей стало неожиданностью, что от 12-часового ритма зависит активность около 3 тыс. генов. Ученые пришли к выводу, что такие изменения генетической активности работают как биологические часы. Этот цикл происходит регулярно и автономно в клетках, а его колебания могут быть синхронизированы с помощью некоторых внешних факторов.

Оказалось, что 12-часовые ритмы независимы от 24-часовых. Ученые экспериментально «выключили» циркадные ритмы, но новые биологические часы продолжали функционировать. Кроме того, внешние факторы (например солнечный свет), синхронизирующие циркадные ритмы, не влия­ли на 12-часовый цикл.

Среди генов, активность которых зависит от 12-часовых ритмов, ученые выделили 2 набора. 1-й отвечал за контроль качества и модификацию белка, а 2-й — за энергетический обмен клетки. Эти важные системы оказались синхронизированными между собой.

Еще одним важным открытием стало то, что некоторые заболевания печени связаны с нарушением 12-часовых ритмов. Дальнейшие исследования могут привести к разработке новых подходов к профилактике и лечению таких нарушений, но для этого предстоит провести масштабную научную работу.

Источник: аpteka.ua