Сдерживаемый поток агрессии грозит проблемами с желчным пузырем
Желчный пузырь – это маленький мешочек, расположенный под печенью, предназначенный для сбора жидкости, которую та образует. Задача желчного пузыря заключается в сохранении желчи и, при необходимости, подаче ее в двенадцатиперстную кишку по общему желчному протоку, так называемому ductus choledochus. С желчью организм может избавиться от шлаков, появляющихся в результате обмена веществ, выведя их в кишечник. В первую очередь надо назвать билирубин – продукт распада гемоглобина. Кроме того, с желчью в кишечник перемещаются непригодные для переваривания жиров желчные кислоты. Они образуются из холестерина, который сам по себе, в своей изначальной форме, является важной составной частью желчи.
Выделение желчи происходит благодаря сокращениям желчного пузыря и вызывается рефлексами. Как только давление из-за этих сокращений увеличивается до определенного значения, сфинктер на конце желчного протока открывается и дает путь потоку желчи. Сигналом для сокращения пузыря служат переваривание жиров, обратное всасывание желчных кислот из кишечника и выработка гормона секретина. Производство желчи и ее выделение регулируются парасимпатической нервной системой (вагусом). Ночью эта система получает преимущество перед симпатической нервной системой (симпатикусом), влияние которой преобладает днем. Поэтому большинство симптомов, связанных с желчным пузырем, дает о себе знать именно в ночное время.
Колики вызывает, в первую очередь, перемещение желчных камней в зоне выхода из желчного пузыря и желчного протока. Камни образуются при избыточной концентрации желчи, скопившейся в желчном пузыре. В результате возникают, прежде всего, холестериновые и пигментные (билирубиновые) камни. В редких случаях к сужению желчных путей могут привести воспаления и вызванные ими отеки ткани. Колики – это попытка тела избавиться от препятствия путем судорожных мускульных сокращений. Мучительный характер колик напоминает о родовых схватках.
Чтобы понять значение этого процесса, для начала необходимо изучить характер самой желчи, отмечает известный психотерапевт Рудигер Дальке.
Первостепенная задача желчи – участие в процессе переваривания жиров. Жир переваривается с трудом, что известно даже из нашего обыденного опыта. Нерастворимый в воде жир является более сложным объектом для воздействия ферментов по сравнению с углеводами и белком. Но с помощью желчных кислот большие капли жира разбиваются на множество мелких, превращаясь в так называемую эмульсию. В конечном итоге жир в прямом смысле слова так долго обрабатывается, что становится похож на водянистую субстанцию и в таком виде может быть усвоен организмом. В химии этот процесс называется омылением, и в нем участвуют желчные кислоты из запасов желчного пузыря.
Символически здесь речь идет об адаптации и принятии чего-то избыточного, переполненного. Жир символизирует калорийную избыточность пищи. Все блюда, которые создают тяжесть в желудке, имеют в составе большую долю жира, преимущественно животного происхождения. В древности жиры были для человека настоящим пищевым сокровищем, ведь энергетическая ценность у них вдвое выше, чем у углеводов и белков. Кроме того, из трех важнейших пищевых компонентов жир единственный может в прямом смысле слова гореть (в старину сало и различные масла использовали для освещения). Но в наше время всеобщего изобилия жир имеет скорее дурную репутацию. Жир – это основа полноты. (Впрочем, когда-то пышные формы считались достоинством женщины и признаком ее благосостояния. На Востоке и сегодня отчасти сохраняются такие же взгляды на женскую полноту.)
Жир позволяет легко проглотить пищу, поэтому его намазывают на сухой хлеб. Если человека сажают «на хлеб и воду» (как в старых тюрьмах), ему не хватает жизненно важных веществ. Однако и избыток жира получил также негативную оценку. Мы ценим, когда дела наши идут как по маслу. Но вот с «сальными типами» мы не хотим иметь ничего общего.
Желчь помогает жиру стать хозяином и господином (по принципу кофе со сливками). Она разделяет большие частицы жира на более мелкие, подготавливая их к превращению в жизненную энергию и запасы на черный день. Желчь осуществляет этот процесс, который изменяет саму суть жира, не лобовой атакой, а нежным и мягким омылением. Поэтому такая форма агрессии имеет завуалированный характер и несет в себе нечто поистине утонченное. В самом деле, на первом этапе осуществляется сначала размельчение жиров и лишь затем полное превращение. Это тонкий процесс, против которого нет абсолютно никакой защиты.
Символически атака зубов подобна агрессивному кулачному бою – английскому боксу. Атаку желчных кислот можно сравнить с «вкрадчивыми» восточными единоборствами, такими как тай-чи или айкидо. Но вкрадчивость действий желчи не должна вводить в заблуждение относительно сущности ее характера. Агрессивная основная суть желчи обнаруживается во многих выражениях, с нею связанных, например, «плеваться желчью (= ядом)», «исходить желчью».
В разговорном языке скрытый и изысканный характер этой формы агрессии уже давно нашел свое отражение. Если плевок выражает прямую агрессию, то яд – скрытую, сдержанную. Не зря его обычно подсыпают в исключительно приятную пищу или питье, например, в вино. То есть сначала усыпляется бдительность жертвы, создается иллюзия надежности. Когда же «запахнет жареным», будет уже поздно.
Когда человек истекает желчью, стоит ожидать дальнейшего проявления агрессии. Но здесь речь идет не о прямой форме спонтанно возникшего гнева, который ищет выражения, а о чем-то, что существует уже давно. Только когда чаша терпения переполнится и ее содержимое перельется через край, на свет выйдет то, что раньше сдерживалось. Можно сказать, что изливающаяся желчь уже немного отстоялась. Когда человек полон гнева, за желчью далеко ходить не надо. Если такое случается часто, человека называют холериком, что дословно означает «желчный» («тот, у кого желчь в изобилии»). Холерик сердится по любому поводу и буквально разбрызгивает агрессию вокруг себя. Но вряд ли он примешивает к ней яд.
Здесь речь идет о свежей, неотстоявшейся желчи, которая даже по цвету значительно отличается от хорошо выдержанной. Действительно, изучая цвет желчи, можно создать целое учение о характерах. Древняя медицина, целиком основанная на аналогиях, шла именно этим путем. Желчь, только что образовавшаяся в печени, имеет красновато-желтый оттенок (обусловленный тем, что свежая желтая желчь смешивается с красноватым билирубином). Он соответствует также красному цвету «свежей» агрессии, которую холерик обрушивает на окружающих. У холерика происходят приступы неудержимого желчного гнева. Он по любому поводу выражает свою агрессию, не может остановиться и, как правило, осознает ситуацию только благодаря реакции общества.
При безудержном потоке желчи речь идет уже об отстоявшейся, давно образовавшейся желчи, которая известна своей желтой или ядовито-зеленой окраской (билирубин превратился в биливердин). В то время как холерик сразу вскипает по любому поводу, человек с ядовито-зеленой желчью томится на умеренном внутреннем огне. Что-то горит и жарится внутри него, и он становится не красным от гнева, а желтым от досады. Человек, чья злость имеет зеленый или голубой оттенок, не взорвется сразу. Скорее всего, он будет вынашивать планы, думать об отмщении. Такому человеку больше подходит роль отравителя колодцев или «повара-злодея» на дьявольской кухне внутренней алхимической лаборатории. (Об этой лаборатории – то есть о самой печени – речь еще пойдет ниже.) Накопленная агрессия может выплеснуться и в виде желчного юмора или ядовитых замечаний.
Часто ядовито-зеленая желчь не только ядовита, но и горька. В конце концов, когда агрессивная энергия выражается с опозданием – это горько для всех, кого она касается. Сам человек в лучшем случае сможет избавиться от этой энергии с помощью горьких слов, а в худшем – горьким станет весь его жизненный настрой. На своем пути в нижний мир, в подземелье, кровяной компонент желчи еще раз меняет свой цвет. В своих последующих воплощениях – в стеркобилине – этот компонент отвечает за темно-коричневый цвет стула. В тех случаях, когда кровь поступает в верхний отдел кишечника, она придает стулу смолянисто-черный цвет. Если желчь накапливается на протяжении продолжительного времени, то она из светло-желтой тоже становится все темнее, вплоть до достижения черного цвета. Человека, наполненного черной желчью, называют меланхоликом. Психотерапевтические наблюдения показывают, что в душах склонных к депрессии людей, производящих впечатление абсолютно неагрессивных, кроется целый поток агрессии. Только эта агрессия направлена против самого человека. Меланхолик сдерживает свою желчную агрессию, пока в прямом смысле слова не почернеет от этого. Черная желчь постепенно накладывает отпечаток на всю его жизнь, которую она постоянно отравляет. Выражение «можешь ждать, пока не почернеешь», показывает эту связь. Ведь долгое ожидание влияет на настроение. Человек становится мрачным и впадает в темное безразличие; в лучшем случае его может охватить мрачная злость.
Связь между печенью, желчью и настроением скрыта от современной медицины, но ее всегда принимали в расчет врачи древности. Речь отражает эту связь, например, о некоторых людях говорят, что они «все видят в черном свете». Тот, кто быстро наливается кровью от гнева, по крайней мере, не сдерживает поток желчи и не склонен к ее застою и появлению сопутствующих проблем. Холерики – это чаще всего люди, которые стремятся переварить жизнь во всей ее полноте и избыточности. Они постоянно горят и находятся под давлением, хотя такое «кипение» может быть и неприятно для их окружения. Внешне холерик выглядит как человек в самом соку, не пасующий перед сложными задачами. Напротив, он сталкивается с препятствиями лицом к лицу, спуская при этом пар. Его привычки в питании соответствуют такой активной жизненной позиции. Сытные, жирные блюда доставляют ему удовольствие и не представляют проблемы для его обильных, агрессивных пищеварительных соков. Так как он склонен употреблять тяжелую животную пищу, его организм вырабатывает много половых гормонов и холестерина для образования желчных кислот. Обычно у таких людей нет проблем с желчным пузырем. Проблемы возникают из-за образа жизни, сопряженного со множеством стрессов и необдуманных поступков. Но так как люди этого типа обладают достаточным количеством желчи и умеют с нею обращаться, они часто в состоянии смягчить ситуацию в нужном месте и вовремя привести дела в порядок. В этом отношении они подобны самой желчи.
У тех же, кто, прежде чем выразить свой гнев, втихомолку злится и накапливает агрессию, отстоявшаяся зеленая желчь вызывает соответствующий отклик на телесном уровне. Их реакция наступает позже, в скрытом виде и, соответственно, бывает очень ядовитой – как ложка дегтя в бочке меда. У таких «пропитанных ядом» людей и проблемы с пищеварением соответствующие. Поскольку желчь не течет свободно, то они и не в состоянии переваривать жизнь во всей ее многогранности и полноте. Если же подобные люди начинают употреблять жирную пищу, это провоцирует поток застоявшейся агрессивной желчи и вызывает ядовито-желчную агрессивную реакцию. Часто местом представления драмы становится желчный пузырь. Как правило, люди такого типа стремятся не злоупотреблять жирной пищей и предпочитают легкую диету, многие становятся вегетарианцами. Это помогает уменьшить выработку холестерина и, как следствие, уменьшает количество ядовито-агрессивных желчных кислот и едких соков в целом. Разумеется, попытка обойти стороной проблемные зоны не имеет ничего общего с решением проблемы. То, что не может существовать открыто, уходит в тень.
Меланхолики полностью сдерживают поток агрессии, о чем свидетельствует скопление отстоявшейся черной желчи. Если они и действуют, то направляют действие против самих себя. В качестве примера можно привести абсолютно нетеатральную ситуацию самоубийства, коим у некоторых меланхолично настроенных людей заканчивается депрессия. Весь мир, в том числе и собственная жизнь, видится такому человеку в черном свете (то есть вообще лишенным цвета и света). Поэтому они ни на что не надеются. Когда меланхолик впадает в депрессию, у него полностью пропадает аппетит, вкус к жизни. Жир, символ полноты и насыщенности, ему особенно отвратителен и поэтому совершенно для него неприемлем.
Аспект превращения, который символизирует поток желчи, хорошо просматривался у обоих описанных ранее типов; у меланхоликов же он не проявляется вовсе. Желчь у него не течет, а стоит на месте. Свою энергию меланхолики полностью сохраняют внутри себя. Если они не осознают складывающуюся ситуацию, то возникает опасность, что она отразится на теле. И действительно, желчный камень – это ведь не что иное, как окаменевшая скрытая агрессивная энергия. («Чистая», прямая агрессия, опустившаяся в тень, имеет больше общего с зубами или мускулами.)
Говоря о классических темпераментах, необходимо заметить, что сами по себе они ни плохи, ни хороши, тем более что они редко встречаются в чистом виде, а обычно смешаны друг с другом. У каждого темперамента есть как несвободная, склонная к экстремальным проявлениям и болезням форма, так и ее свободная «противоположность». Обладатель несвободной формы холерического темперамента гневлив и несдержан. Свободная форма того же темперамента подразумевает непосредственность и излучение жизненной энергии. Меланхолик в несвободной форме – это внешне смиренный депрессивный человек, ни на что не надеющийся, разочаровавшийся в жизни, которая кажется ему бессмысленной. А свободный меланхолический темперамент мы встречаем у многих романтиков, воспевающих красоту человеческой жизни. Сангвиник в несвободном варианте станет ветреником, а в свободном – общительным и подвижным «солнечным» человеком. Две стороны флегматического темперамента – это тяжелый на подъем, ничем не интересующийся человек, и человек гармоничный, внутренне спокойный, исполненный внутреннего равновесия.
Насколько тесно настроение, выраженное в состоянии желчи, связано с производящей ее печенью, отражает экспрессивное выражение: «У меня это в печенках сидит». Связь печени и настроения очевидна и в символическом плане. Слово «настроение» близко к «настроенности». Например, музыкальный инструмент в оркестре может быть настроен, и тогда он созвучен игре всего оркестра и создает необходимое настроение. Здесь проявляются два уровня настроенности.
Настроение человека тоже зависит от того, живет ли он в согласии со своим собственным жизненным сценарием, которому, естественно, подчиняется и тело. Но кроме того, настроение зависит и от созвучия с высшим, космическим настроем (порядком). Настрой на свой собственный сценарий, как и на высший порядок, полностью зависит от того, нашел ли человек смысл своей персональной жизни или смысл человеческой жизни вообще в религиозном плане. Вопрос об осмысленности нашего существования на уровне тела тесно связан с работой печени. Символически эта связь проявляется в обратной связи (лат. religio), которую печень создает в начале каждой новой жизни благодаря обмену белка. Она придает принятому белку, образующему основу нашей жизни и жизни вообще, изначальную форму, разлагая его на жизненные основополагающие элементы. И только из этих элементов печень создает наш особенный белок, дающий телу его неповторимость. Так печень на телесном уровне отвечает на вопросы: «Откуда мы появились?» и: «Куда мы уйдем?», столь важные для обретения смысла жизни.
Источник: health info
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях