Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Жидкий стул говорит о необходимости очиститься на духовном уровне

13 ноября 2015 г.

Толкование такого симптома, как понос, зависит от того, на каком уровне находится его причина. В тяжелых случаях – при обильном выделении кала – она кроется в нарушении работы тонкого кишечника. В более легких (и более распространенных) случаях ее следует искать в толстом кишечнике. Кроме того, необходимо различать острый и хронический характер симптома, отмечает известный психотерапевт Рудигер Дальке.

Понос может протекать в чрезвычайно острой форме. Человек оказывается вырванным из привычной жизни, и теперь его единственное желание – найти тихое местечко, где можно «спустить штаны и позволить вещам идти своим чередом». Симптом недвусмысленно говорит о том, что кишечник «дал зеленую волну», то есть разрешил беспрепятственное быстрое движение на всей своей протяженности. Иногда человек просто не успевает вовремя уединиться в том самом «тихом месте». Контроль над анальным сфинктером утрачен под напором темного потока. Судорожные боли в животе (тенезмы) свидетельствуют о повышении «деловой активности» в лабиринтах подземелья. Сам же человек как будто отброшен на много лет назад – в раннее детство, когда он не мог контролировать акт дефекации и мирился с естественным ходом вещей. Стул младенца отличается мягкостью, но не должен быть жидким. Соответственно, с ним можно сравнить понос тонкого кишечника, который символизирует возврат к открытому и непосредственному поведению маленького ребенка. Человек свободен от условностей, и поведение его прозрачно, как поведение младенца, который еще спокойно обходится без штанов. Но взрослому человеку такая жизненная позиция создает значительные проблемы. Взаимодействуя с миром подобным образом, человек не в состоянии переварить что-либо по-настоящему.

При поносе буквально «вылетают в трубу» такие важные вещества, как вода и соли, входящие в состав электролита. Судорожные боли в животе, иногда носящие характер колик, показывают, что ситуация весьма напряженная и требует честности и откровенности. Симптом настойчиво призывает открыть карты и признаться самому себе, под каким давлением протекает жизнь и насколько необходимо в данной ситуации освобождение. Именно эта проблема вытеснена из сознания на уровень тела. Человек демонстрирует предельную открытость, когда решается «испытать себя» – например, сдает трудный экзамен или отправляется в рискованное путешествие. Такие ситуации нередко сопровождаются «расстройством живота» («расстройством стула»). Симптом демонстрирует, насколько человек открыт, и в то же время – как мало он от этого получает. В ситуации предельного напряжения человек скорее не получает, а отдает. Человек оказывается предельно открытым, и из него буквально «вытекает душа» (= вода), угрожая всему его существу гибелью от иссушения (жажды). Особенно отчетливо это проявляется при хронических поносах.

Задача, которую диктует симптом, очевидна: человеку необходимо очиститься, но не на физическом, а на духовно-душевном уровне. Например, освободиться от преувеличенных претензий и перестать испытывать себя (испытывать судьбу). Кроме того, нужно научиться бескорыстному отношению и воспринимать мир без намерения извлечь из всего выгоду. Надо позволить жизни идти своим чередом, перестать планировать и контролировать. Но более всего симптом побуждает к спонтанной открытости и развитию способности принимать вещи такими, какие они есть.

В буддизме есть состояние, которое называется «упекка». Это лежащая в основе познания открытость ко всему, без намерения с этим «всем» что-то делать и хотя бы что-то удерживать. Достижение такого просветленного равнодушия – это самая главная задача из всех, что ставит перед нами симптом. При этом совершенно не важно, возникает ли понос от случая к случаю (в связи с какими-либо экстремальными обстоятельствами) или преследует на протяжении всего жизненного пути. Однако справиться с задачей достаточно сложно, так как симптом указывает на то, что теневые проблемы скрыты очень глубоко.

Во многих языках существует просторечное выражение «наложить в штаны», которое употребляется в значении «испугаться». Понос действительно связан с темой страха и, следовательно, также с темой тесноты[46]. Больной закрывается от жизни. В данный момент он больше не хочет принимать в ней участия и стремится в то уединенное место, куда даже короли ходят без свиты и охраны.

Казалось бы, само понятие «теснота» (= стремление закрыться от жизни) впрямую противоречит понятию «открытость», к которому мы обращались выше. Но противоположности всегда взаимосвязаны на глубинном (теневом) уровне. «На поверхности» больной неосознанно демонстрирует открытость (точнее, за него это делает кишечник). Но за такой вынужденной открытостью прячется страх, возможно даже, экзистенциальный страх перед мрачной теснотой (и муками рождения). Таким образом, поверхностная открытость – это оружие, которое используется (в данном случае очень неловко) для борьбы со страхом. Эта тема особенно явственно прослеживается при острых случаях поноса, приводящих к обезвоживанию организма (эксикозу).

Обезвоживание (= потеря души и соли жизни) – вот чего более всего боится человек, страдающий от поноса. Для защиты он использует любую возможность, вплоть до стремительного бегства к противоположному полюсу. Человеку необходимо более четко обозначить (= сузить) границы своего существа, чтобы обрести ясность и отбросить все несущественное. Безудержный полет фантазии должен уступить место последовательному трезвому отношению к жизни, которую нужно упорядочить и структурировать.

Нейровегетативная основа поноса, обусловленная избыточной нервической активностью толстого кишечника, встречается наиболее часто. Более редки ситуации с недостаточной активностью кишечника (малдигестией). К первому случаю относится типичный понос при поездках. Нервная активность пищеварительного тракта отражает точно такую же гиперактивность (взбудораженность) на душевном уровне, что, собственно, и является «главной движущей силой», которая гонит человека в путь. В таком состоянии невозможно что-либо по-настоящему воспринять и переработать должным образом. Мир «проносится мимо», жизнь «протекает насквозь». Если человек не признает этого открыто, за него это сделает тело – весьма ощутимо и наглядно.

Возникновение поноса показывает, что человек неосознанно пропускает слишком многое сквозь себя, не перерабатывая. При этом теряются действительно важные составляющие части пищи. Таким образом, подтверждается положение индийской философии, согласно которому при попытках развиваться в этом полярном мире мы должны сначала основательно переварить его. Для этого необходимо открыться миру, привлечь его к себе, образно говоря, «поедать» его.

Страдающий от поноса неосознанно отказывается от «поедания мира» из-за страха, возможно, обусловленного переизбытком впечатлений (пищи). Так, мы иногда испытываем «священный ужас», видя, как много еды в тарелке, которая стоит перед нами на обеденном столе. Пусть это происходит неосознанно, но тело чувствует, в чем тут дело. Возможно, при путешествии в широкий мир человек слишком открылся, чтобы познать этот мир. Но в какой-то момент с путешественником приключилось нечто неприятное, и от страха он закрылся от мира. Теперь его тянет в тихое уединенное место, где можно отдохнуть от треволнений.

На вегетативном уровне это бегство отражает переключение с мужского – симпатического положения, необходимого для покорения мира, на парасимпатическое – женское. Организм осуществляет то, к чему неосознанно стремится душа: он ищет покоя и возможности восстановиться (вместо того чтобы завоевывать и покорять).

Понос приобретает затяжной характер в том случае, если разум из тщеславия продолжает держаться за свой проект «покорения мира». Путь к решению проблемы, как всегда, зашифрован в самом симптоме: надо расслабиться и больше не держаться за «морально устаревшие» жизненные установки. Естественно, существует разница между необходимостью отказаться от планов освоения окружающего мира и требованием пожертвовать связями с преисподней, которое становится актуальным при сопровождающемся поносом язвенном колите (но речь об этом заболевании еще впереди). Тело сообщает о неосознанном страхе, боязни оказаться «полным ничтожеством», не выдержать испытания (= не пройти экзамен перед входом в рай).

Человек должен осознать этот страх и освободиться от завышенных требований к себе. Лучше провалиться в переносном смысле слова, чем страдать от поноса. На такой случай в просторечии есть грубое, но очень меткое выражение: «Да положить мне на это!» Говоря более цивилизованным языком, ту же мысль можно выразить следующим образом: «Я должен перестать напрягаться и почувствовать себя свободным, даже если на этот раз проиграю».

В том, что все проглоченное проваливается, словно в бездонную дыру, в том числе такие жизненные ценности, как вода и соли, также присутствует момент честности. Человек теряет больше, чем может приобрести. К концу пути он становится более худым, чем был в начале. Пришло время признать, что покорителя мира из него не получилось. Если это происходит осознанно, человек обретает более реалистичную жизненную позицию, учится владеть собой и трезво оценивать масштабы собственной личности. В таком случае можно говорить об удачном завершении пути.

Кроме того, понос (как и рвота) может быть не болезненным симптомом, а методом самоочищения организма. При отравлении понос может выступать как союзник «внутреннего врача», помогающий быстро избавиться от того, что не подходит организму. При очищающих курсах понос вызывают искусственно с помощью клизмы или приема глауберовой соли.

Источник: health info