Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Украина — в тройке лидеров по потреблению алкоголя

28 ноября 2013 г.

В Украине, а также в России и Беларуси - самые высокие показатели потребления алкоголя в мире. Такие данные приводит Всемирный банк в своем отчете «Когда ты рискуешь своим здоровьем: причины, последствия и способы преодоления рискованного поведения».

 Самый тревожный результат Украина получила по показателю потребления алкоголя (drinking score). Наряду с Россией, Беларусью, Белизом и Эквадором она оказалась в компании стран, где этот показатель достиг самые высоких пределов.

Эксперты считают, что, просто запретив рекламу водки и пива, проблему алкоголизма не решить. Экономическое благосостояние и лучшее качество жизни – самые лучшие средства предупреждения этой вредной привычки, по их мнению.

В нем подаются данные относительно изменений с годами вредных привычек людей в разных странах мира. Эксперты Всемирного банка бьют в набат: курение, употребление наркотиков, нездоровое питание и опасный секс распространяются по всему миру, особенно в развивающихся странах.

 Так, в отчете речь идет о том, что ежегодно в мире на каждый миллион жителей планеты приходится до полусотни смертей от наркотиков. При этом на протяжении последнего десятилетия, по данным исследования Всемирного банка, количество наркозависимых людей в возрасте от 15 до 64 лет практически не изменялось: около 5% населения планеты и далее зависят от наркотиков.

 В то же время другая вредная привычка – курение, которая не получает такого осуждения социума, распространяется по планете в геометрической прогрессии. За последнее столетие количество выкуренных сигарет на душу населения Земли возросло в 100 раз. При этом абсолютное большинство хронических курильщиков - из стран с низким и средним уровнем доходов, в частности, более трети сигарет выкуривают в Китае.

Большое количество курильщиков, по сравнению с другими странами, проживает также в России, США, Индонезии и Японии. Украина заняла 14-ю позицию в списке 15-ти стран с наибольшим процентом курильщиков среди мужчин.

Между тем реклама спиртных напитков для Украины – тема весьма болезненная. В первую очередь потому, что алкоголь в нашей стране и без дополнительной информационной стимуляции входит в пятерку наиболее часто приобретаемых товаров категории «продукты и напитки», наряду с хлебом, молоком и овощами-фруктами. Традиционно первый опыт знакомства с алкоголем молодые украинцы получают лет в 14-15, а в последнее время и того раньше. О чем, в частности, свидетельствует 1-е место Украины по уровню детского алкоголизма в мире. Для сравнения, по индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает 69-е место и 149-е место по уровню благотворительности и т.д. Ежегодно от алкоголя, в том числе и от фальсификата (25% от общего количества «алкогольных» смертей), заболеваний, вызванных злоупотреблением спиртных напитков, а также несчастных случаев на почве пьянства в стране умирает более 40 тыс. человек. Масла, точнее, спирта в этот «костер для самосожжения» подливала и, собственно, продолжает подливать реклама. С легкой руки популярных телевизионных каналов, заинтересованных в больших и легких прибылях.

Несмотря на то, что согласно украинскому законодательству, реклама алкоголя в телеэфире в дневное время, а точнее, с 6 утра до 11 вечера, официально запрещена, телеканалы нашли способ изящно и без потерь для обеих сторон обойти этот закон. Спонсирование телепроектов и афиширование имен и названий спонсоров пока еще никто не запрещал. А, следовательно, производители алкоголя могут рассчитывать на регулярное упоминание в телеэфире названий своих торговых марок без угрозы наказания. Как отметили в Общественном совете при Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания, из-за допущенной при разработке закона юридической неточности, украинские телеканалы продолжают рекламировать алкоголь, пусть и в несколько завуалированной форме.

Согласно букве закона, информировать зрительскую аудиторию о спонсорах телеканалы могут, размещая статичные логотипы компаний в начале и конце программ. Тогда как на практике в телеэфире вовсю транслируется полноценная реклама, с анимацией и звуком. В Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания Владимир Манжосов признают, что существующий закон «О телевидении и радиовещании» далек от совершенства, как и «Закон о рекламе», и оба они требуют серьезной доработки в самое ближайшее время. Если это произойдет, и в эру телевидения с наших телеэкранов перестанут звучать хвалебные оды алкоголю, у украинских детей и взрослых, возможно, наконец-то появятся другие, более созидательные жизненные ориентиры.

Между тем эксперты отмечают, что в Украине необходимо усилить ответственность за продажу алкоголя лицам до 18 лет. В частности, главный врач Киевской городской станции скорой помощи Анатолий Вершигора отметил рост случаев детского алкоголизма за последние годы. «Если еще лет 10 назад к нам очень редко привозили ребенка в состоянии алкогольного опьянения, то сейчас с такими случаями мы сталкиваемся практически на каждой смене после выходных», – возмутился медик.

В свою очередь начальник УГАИ МВД в Киеве Анатолий Куренной напомнил, что запрет на продажу алкоголя лицам младше 18 лет прописан на законодательном уровне. Тем не менее, по его словам, в законах Украины в этой сфере не предусмотрена ответственность за нарушение этой нормы. «Фактически весь запрет заканчивается на табличке «Алкоголь до 18 лет не продаем». В реальности подростки свободно покупают и слабоалкогольные и крепкие напитки», – заявил он.

В связи с этим Куренной предложил разработать совместно с депутатами законопроект, предусматривающий усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Парламентский комитет по вопросам евроинтеграции одобрил законопроект «О внесении изменений в статью 22 Закона Украины «О рекламе» (относительно запрета алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий и торговых марок)».

Законопроектом предлагается запретить рекламу алкогольных напитков, табачных изделий и торговых марок, а также пива на всей территории Украины и во всех форматах. Также предлагается запретить спонсирование телепередач, массовых мероприятий, в том числе спортивных, с использованием торговой марки, символики производителя или продукта.

В то же время украинцы ежегодно употребляют до 12 литров условно чистого алкоголя на душу населения, заявил главный нарколог Министерства здравоохранения Украины, директор Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Минздрава Анатолий Виевский.

«Условно чистый алкоголь (100% спирт) составляет 11,5-11,8 литров на душу населения, из них более 7 литров приходится на крепкие алкогольные напитки», - сообщил он на пресс-конференции, сообщает «».

По его словам, доля потребляемого вина и пива на душу населения составляет 1,5-1,7 л (условно чистого алкоголя).

Между тем Виевский отметил, что количество употребляемого условно чистого алкоголя в России составляет 20 л на душу населения, а в европейских странах: Шотландия – 22 л, Венгрия – 19-21 л, в Молдове – около 19 л, в Польше – до 9 л.

«Безопасным уровнем относительно общества является 7,5-8 литров на душу населения», - добавил он.

Кроме того, Виевский отметил, что Украина относится к странам «северного типа употребления алкоголя».

«Британский стиль употребления алкоголя – ближе к нашему. Там много крепкого алкоголя», - отметил нарколог.

При этом врач подчеркнул, что Украина постепенно отходит от такого типа употребления алкогольных напитков.

Вместе с тем он назвал мифом существование пивного алкоголизма. «Это война водочной и пивной промышленностей», - утверждает специалист.

В статье использованы материалы из открытых источников: УНИАНГазета.uaИнтерфакс-Украина ForUm

самый хороший интернет магазинциркуляционный насос для бассейнаАлександр Фильчаков прокурорприготовить жульеноснастка метод

Источник: health info