Психологи будут тренироваться на виртуальных пациентах
Создана программа, которая позволяет начинающим психологам учиться диагностике без опасений нанести вред живому пациенту.
Врач постигает ремесло диагноста на наглядных примерах. Грубо говоря, студент медицинского вуза может посмотреть, как выглядит лёгкое курильщика, на занятиях в анатомическом театре. Но как быть специалистам по психическим заболеваниям? Диагностика тут начинается с живого общения с пациентом, а ошибки, которые может допустить неопытный специалист, чреваты драмами и трагедиями.
Разумеется, всё не настолько мрачно. В настоящее время студенты, специализирующиеся на психологии и психиатрии, учатся разговаривать с пациентами в ролевых играх, где один играет за врача, а другой — за пациента. Они смотрят, как действуют более опытные специалисты, а потом и сами начинают работать с настоящими больными, но под присмотром врача-наблюдателя. И всё же недостатки такого обучения очевидны: ролевая игра — это лишь имитация болезни, а любой больной — это сугубо индивидуальный случай, со своими особенностями, и понять общие закономерности расстройства можно, только опираясь на огромную базу данных.
На съезде Американской психологической ассоциации исследователи из Университета Южной Калифорнии представили учебную программу, которая должна помочь студентам-психологам набить руку в диагностике заболеваний. Программа представляет собой виртуального пациента, страдающего тем или иным расстройством и могущего вести интерактивный диалог со специалистом-медиком.
Исследователи продемонстрировали виртуальную пациентку Жюстину, 16-летнюю девушку, после изнасилования страдающую посттравматическим синдромом. Пятнадцать психиатров, среди которых было шесть женщин, в течение пятнадцати минут вели диалог с Жюстиной, чтобы поставить ей предварительный диагноз. В настоящее время исследователи разрабатывают версии программы, в которых пациентами с посттравматическим синдромом являются ветераны боевых действий.
Виртуальные пациенты, разумеется, совсем не то, что живые люди, но они обладают типичной мимикой и типичными реакциями. Кроме того, психолог не просто рассматривает их со стороны, но может сам участвовать в разговоре, сам — а не в качестве стороннего наблюдателя — анализировать ответы и продумывать вопросы. Программа, по словам её создателей, позволяет создать более конкретное (чтобы не сказать «более живое») представление о каких-то общих чертах психического расстройства. Что, несомненно, было бы весьма полезно для начинающих специалистов.
Источник: Компьюлента
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях