Дипак Чопра: наркозависимым не хватает счастья в повседневной жизни
Американский врач Дипак Чопра, написавший множество книг о духовности и нетрадиционной медицине, уверен, что проблемы наркозависимости можно преодолеть с помощью аюрведического учения.
Подход к пристрастию как к болезни следует применять с куда большей осторожностью и всегда помнить, что целительная сила кроется в пациенте, а не в том или ином враче, врачебном приеме или лекарстве, считает Чопра. Подлинная задача врача — создать условия для эффективной деятельности врожденных целительных сил пациента, условия, в которых тело и дух пациента могли бы естественным образом предпочесть здоровье болезни и счастье страданию.
Чопра отмечает, что акцентирование внимания на ужасах, которые несут с собой наркотики, не принесет желаемого эффекта, точно так же, как вероятность угодить в тюрьму, мало страшит большинство тех, кто совершает преступления. Люди, употребляющие героин, в этом обществе не особенно страшатся того, что с ними может произойти. Их пугает и подавляет то, что с ними уже произошло, пусть даже они, возможно, не вполне это осознают. В их жизни так мало источников истинного наслаждения, что поверхностное удовольствие, которое доставляет героин и другие наркотики, на этом фоне кажется чем-то особенным. Эти люди глубоко страдают еще до того, как впервые прикоснутся к героину. Им не хватает счастья — счастья в подлинном смысле этого слова. О страданиях же они и так знают достаточно.
С точки зрения Аюрведы, отсутствие в жизни человека счастья есть важнейшая причина и одновременно главнейшее следствие его пристрастия. Вместе с тем существует также ряд вполне определенных признаков привыкания к употреблению наркотиков, проявляющихся в повседневной жизни наркомана. На них стоит обратить внимание, как в целях диагностики, так и потому, что они могут сообщить многое о психологическом состоянии такого человека.
Наркомания — это в полном смысле слова отношение к миру, при котором значение всего прочего по сравнению с наркотиком оказывается исчезающе малым. Быть может, в этом даже состоит скрытое намерение, присутствующее в сознании наркомана, для которого физическое «я» становится всем, что он знает, всем, что ему нужно знать, и всем, что он знать хочет. Психоаналитическая интерпретация пристрастия вскрывает источники наркомании в неудовлетворенных потребностях первых лет жизни; человек словно возвращается к уровню ребенка, сосущего грудь или бутылочку. Ничто другое не имеет значения, ничего больше вообще не существует, а перспектива лишиться питательного источника невыразимо кошмарна.
Аюрведа особо подчеркивает, что после того, как мы совершим то или иное действие, оно навсегда запечатлевается в нас наряду со столь же неустранимыми элементами воспоминания и желания. Что бы мы ни делали, ни говорили и даже ни думали, триада «действие — воспоминание — желание» оказывается закодированной в наших клетках, и код этот попросту невозможно стереть. Это имеет важнейшие последствия с точки зрения предлагаемого подхода к вредным привычкам. Мы не будем стремиться к тому, чтобы «избавиться» от воспоминаний и желаний, стоящих за аддиктивным поведением. Вместо этого мы сосредоточимся на создании новых, в высшей степени позитивных ощущений, которые окажутся сильнее разрушительных побуждений пристрастия и сделают эти побуждения бессильными.
Аюрведа рассматривает сознание и тело как составляющие единого целого. Когда тело очищено на самом основном, клеточном уровне, эмоции и дух будут точно так же очищены и восстановлены.
Подход к проблеме зависимости можно назвать «основанным на удовольствии» или «осознанием с упором на удовольствие». Но лучше всего думать о нем попросту как о духовном. Этот подход может оказаться действенным для очень многих людей, хотя возможны случаи, когда в процедуру потребуется включить некоторые дополнительные шаги.
Аюрведа путем подразделения людей на ментально-телесные категории приспосабливается к абсолютной уникальности каждого конкретного человека, позволяя ему в высшей степени практичным образом осознать свои индивидуальные потребности и качества.
МЕНТАЛЬНО-ТЕЛЕСНЫЕ ТИПЫ ПО АЮРВЕДЕ
Согласно Аюрведе, Вселенная создана, сформирована и организована сознанием, проявляющим себя посредством пяти элементов: Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли. В ментально-телесной системе человека эти пять элементов воплощаются в виде трех основополагающих управляющих начал, называемых дошами. Именно благодаря дошам энергия и информация Вселенной присутствуют в теле и жизни каждого человека.
Каждая из трех дош оказывает характерное влияние на физиологию человека.
Вата-доша есть начало движения: она управляет кровообращением, прохождением пищи по желудочно-кишечному тракту и даже движением идей и ощущений в наших мыслях. Вата происходит от элементов эфира и воздуха; подобно ветру, она непредсказуема и постоянно пребывает в движении.
Питта-доша связана с элементом огня, и, говоря о ней, часто прибегают к метафорам жара. Питта отвечает за превращение пищи в энергию в процессе пищеварения, а также за метаболизм воздуха и воды.
Капха-доша есть структурирующее начало ментально-телесной системы. Она происходит от элементов земли и воды и считается самой «тяжелой» из дош. Капха ответственна за образование мышц, костей, сухожилий и всех клеточных тканей тела, то есть за физиологическую структуру на самом низком уровне.
Аюрведа учит, что ментально-телесная система человека определяется соотношением в его организме Ваты, Питты и Капхи — мерой того, насколько текущее их соотношение отклоняется от установленного в начале жизни «идеального» состояния равновесия дош. Если при вашем рождении доминирующей дошей была Вата, Аюрведа отнесет вас к Вата-типу, поскольку именно характеристики Ваты будут наиболее отчетливо проявляться в вашей ментальной и физической структуре.
Точно так же, если у вас изначально доминировали Питта или Капха, это значит, что именно они будут наиболее влиятельными в вашей конституции. С течением жизни, однако, стресс или болезнь могут вызвать неуравновешенность дош, и доминирующим станет какой-либо из второстепенных элементов. Может случиться и так, что равновесие нарушит именно доминирующая доша. Скажем, неуравновешенный Вата-тип может обладать избытком Ваты точно так же, как Питты или Капхи.
Разумеется, в организме, в каждой его клетке, должны присутствовать все три доши. Поскольку в течение жизни их соотношение постоянно смещается, точное определение типа вашего тела и той или иной неуравновешенности может оказаться весьма нелегким делом. Лучше всего, если заниматься этим будет врач, хорошо знакомый с Аюрведой.
Согласно Аюрведе, знание своего телесного типа есть первый и важнейший шаг к подлинному здоровью, что особенно верно в отношении вредных привычек. Выяснив свою доминирующую доту, вы сможете распознать, в каких областях вы наиболее уязвимы при физическом или эмоциональном стрессе. Вы сможете также определить, какие виды деятельности и какие перемены в образе жизни наилучшим образом помогут вам восстановить равновесие в вашем сознании и теле.
ВАТА
Подобно ветру прерий, Вата все время движется, перемещается, меняя при этом направление. Вата-тип существенно более изменчив, чем Питта или Капха, и то, каким будет его поведение на следующий день, предсказать гораздо труднее. Для людей Вата-типа характерны внезапные всплески энергии, как эмоциональной, так и физической, которые столь же быстро прекращаются. Прогуливаясь ли, обедая, решая, идти ли им спать, люди этого типа последовательны лишь в своей непоследовательности. Такая переменчивость также характерна для их пищеварения, настроения, эмоций и общего состояния их здоровья. Вата-тип, например, особенно уязвим для таких мелких заболеваний, как простуда или грипп.
Характеристики Вата-типа
• легкий, худощавый
• все делает быстро
• нерегулярные аппетит и пищеварение
• легкий, непостоянный сон, склонность к бессоннице
• энтузиазм, живость, воображение
• возбудимость, быстрая смена настроений
• быстро схватывает информацию и быстро ее забывает
• склонность к беспокойству
• склонность к запорам
• быстрая утомляемость, склонность к перенапряжению
• умственная и физическая энергия проявляется всплесками
Очень характерно для Вата-типа:
• может испытывать голод в любое время дня или ночи
• любит возбуждение и постоянные перемены
• ложится спать каждый вечер в другое время, пропускает приемы пищи и вообще часто меняет привычки
• хорошее пищеварение в один день и плохое в другой
• яркие и несдержанные вспышки эмоций, которые продолжаются недолго и быстро забываются
• быстрая ходьба
ПИТТА
Питта подобна жаркому неистовому пламени; ее отличительная черта — напор. Такое сходство с жаром проступает даже в физических характеристиках людей Питта-типа, часто рыжеволосых и краснолицых. По натуре эти люди амбициозны, порой даже одержимы, склонны дерзко самовыражаться и ожесточенно спорить. Находясь в состоянии уравновешенности, люди Питта-типа нежны и ласковы, лицо их излучает тепло; они просто пронизаны счастьем. Однако когда в игру вступает стресс, неправильное питание или другой дестабилизирующий фактор, начинает заявлять о себе агрессивная, критическая сторона Питты.
Характеристики Питта-типа
• среднего телосложения
• острый голод и жажда, мощное пищеварение
• склонность к гневу и раздражению в стрессовых ситуациях
• белая или розовая кожа, нередко в веснушках
• избегает солнца, не любит жаркой погоды
• предприимчивый характер, любит испытания
• острый интеллект
• точная, выразительная речь
• не любит пропускать приемы пищи
• светлые, русые, рыжие (или рыжеватые) волосы
Людям Питта-типа особо свойственно:
• испытывать мучительный голод, если обед запаздывает на полчаса
• жить по часам, негодовать по поводу пустой траты времени
• просыпаться среди ночи от жары и жажды
• брать ситуацию под свой контроль или испытывать такую потребность
• убеждаться на опыте, что другие считают его слишком требовательным, саркастическим или бескомпромиссным
• решительная походка
КАПХА
Капха — самая спокойная и устойчивая доша, выходит из равновесия далеко не так легко, как Вата или Питта. Капха привносит в организм упорядоченность и жизнестойкость; это проявляется в коренастом телосложении многих людей Капха-типа. По натуре люди Капха-типа невозмутимы и оптимистичны. Их нелегко рассердить. Прежде чем занять собственную позицию по какому-либо вопросу, они предпочитают принять во внимание все возможные точки зрения. Выйдя из равновесия, люди Капха-типа, однако, бывают заторможены и нерешительны. Им идут на пользу диета и энергичные физические упражнения, противостоящие их естественной склонности к ожирению. Несмотря на такого рода слабости, Аюрведа считает людей Капха-типа весьма счастливыми: они, как правило, любящи и внимательны, а их врожденная физическая стойкость защищает их от всякого рода болезней.
Характеристики Капха-типа
• крепкое, мощное телосложение; большая физическая сила и выносливость
• стабильная энергия; медлительность и изящество в действиях
• спокойный, расслабленный характер; не спешит гневаться
• холодная, гладкая, толстая, бледная и часто жирная кожа
• медленно усваивает новое, зато отличается хорошей цепкой памятью
• глубокий продолжительный сон
• склонность к ожирению
• медленное пищеварение, умеренный аппетит
• склонность к собственности и к самодовольству
Людям Капха-типа особо свойственно:
• долго обдумывать проблему, прежде чем принять решение
• долго просыпаться, долго лежать в постели, первым делом с утра выпить кофе
• ценить статус-кво и сохранять его посредством ублажения других
• уважать чувства других людей (если испытывает к ним подлинную симпатию)
• искать эмоциональный комфорт в еде
• влажные глаза, изящество движений, плавная походка — даже при избытке веса
НАРКОТИКИ И ДОШИ
Вата
Привычка к употреблению наркотиков начинается со своего рода сделки, где сиюминутное, кратковременное наслаждение достигается ценой риска серьезных и долговременных физических, эмоциональных и правовых проблем. Нетерпеливое предвкушение — ощущений, возбуждения, признания со стороны себе подобных — является характерным элементом поведения человека на ранних стадиях употребления наркотиков. По мере же привыкания такая нетерпеливость часто приобретает неистовый характер, хотя впоследствии может превратиться в тупое апатичное пристрастие. С точки зрения Аюрведы, нетерпеливость, сопутствующая употреблению наркотиков, свидетельствует о неуравновешенной Вате. Вата происходит от воздушного элемента, и, подобно ветру, эта доша часто меняет направление и силу, будто бы она неспособна успокоиться или удовлетвориться. Для обозначения же спокойного и ясного состояния сознания Аюрведа использует санскритское слово саттва, означающее чистоту.
Наркотики оказывают на мыслительную деятельность искусственное, внешнее влияние. В зависимости от рода препарата, результатом такого влияния может быть как притупление, так и временное обострение чувств. Однако конечный эффект всегда состоит в нарушении психического равновесия и в характерных для неуравновешенной Ваты проявлениях беспокойства и непредсказуемости. Вата, кроме того, весьма сухая доша, и мочегонное действие многих наркотиков может обезводить организм. Возникающие при этом запоры и почечные проблемы и без того свойственны людям с неуравновешенной Ватой.
Амфетамины и другие стимуляторы, попадая в человеческий организм, сильно и мгновенно раздражают Вату. Однако даже седативные средства и опиаты, несмотря на кратковременность их воздействия, могут привести к тому же результату. В любом случае, в основе разнообразных симптомов, сопутствующих воздержанию от вызвавших привыкание препаратов, лежат расстройства Ваты, и устранять их необходимо с помощью уравновешивающих Вату техник (представленных в третьей части этой книги).
Питта
Питта-доша происходит от элемента огня, и в аюрведической литературе по отношению к ней используются метафоры, связанные с жаром. В организме Питта отвечает за пищеварение и обмен веществ. Большинство расстройств желудочно-кишечного тракта происходит, когда пищеварительный огонь Питты чересчур разгорается или затухает. Стоит отметить, что о последствиях длительного приема наркотиков, особенно амфетаминов и других стимуляторов, а также галлюциногенов вроде ЛСД или марихуаны, часто говорят, что человек сгорел.
Люди с преобладающей Питтой обычно целеустремленные и требовательны к себе. Когда Питта у них оказывается неуравновешенной, эти люди нередко увлекаются наркотиками в надежде, что это поможет им достичь поставленных целей. Так, французский писатель и философ Жан-Поль Сартр много лет принимал амфетамины, стремясь написать как можно больше. Обычным следствием длительного увлечения амфетаминами являются глазные болезни, и Сартр в конце концов потерял зрение.
Капха
Депрессия, заторможенность и сидячий образ жизни — традиционные свидетельства неуравновешенной Капхи. Пытаясь совладать с этими симптомами, люди Капха-типа часто прибегают к мощным стимуляторам ради мгновенных выбросов энергии, либо же употребляют опиаты или барбитураты, которые попросту усугубляют естественные склонности этих людей. В любом случае, это не стимулирует, а, наоборот, подавляет источники жизненной силы.
Спустя некоторое время у человека Капха-типа, употребляющего наркотики, развивается неуравновешенность Ваты. Именно эту неуравновешенность следует устранить еще до удовлетворения потребностей доминирующей Капха-доши. Ее бывает трудно распознать, если у человека наблюдаются повышенная сонливость, страсть к чревоугодию и тому подобные явные симптомы депрессии. Однако депрессия и нервозность — в сущности, две стороны одной медали: неуравновешенный человек Капха-типа может спать по двенадцать часов в сутки, ни на минуту не почувствовав себя отдохнувшим. Для людей Капха-типа, как и для представителей всех остальных ментально-телесных типов, первым шагом в восстановлении равновесия, нарушенного употреблением наркотиков, должны стать Вата-уравно-вешивающие техники.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях