Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Медицинскую реформу отменять не будут

13 марта 2014 г.

В Украине не будут отменять медицинскую реформу, а министр здравоохранения Олег Мусий введет персональную ответственность сотрудников Министерства здравоохранения за взятки и злоупотребления.

Врачи и представители общественных организаций требуют провести аудит медицинской реформы, сделать прозрачными тендерные закупки и узаконить соблюдение прав пациентов.

Президент Всеукраинской общественной организации «Украинская медико-правовая ассоциация» Радмила Гревцова отмечает, что ситуация в медицинской отрасли критическая. По мнению Гревцовой, следует провести аудит медицинской реформы в пилотных регионах, начатой в 2010 году.

«До конца года нам надо решить, что делать с реформой. Надо определиться, что хорошее можно взять из реформы, а от чего следует отказаться», - отметила она. Кроме того, по ее мнению, изменения следует внести также в ряд законодательных актов Минздрава.

В свою очередь, исполнительный директор пациентской организации ЮКАБ Ольга Стефанишина считает, что в Минздраве следует немедленно провести люстрацию чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных препаратов Юрий Савко считает, что следует обратить внимание на проведение тендеров, а именно сделать процедуру более прозрачной и учесть при закупках медпрепаратов валютные колебания.

Мусий заявил, что в Украине будут строить новую систему здравоохранения.  «За взятки и нарушения на тендерах будет персональная ответственность. С сегодняшнего дня кто будет требовать откаты, взятки — пишите заявления на увольнение! Реформу отменять не будем, но проведем ее тщательный аудит. Акцент будет сделан на профилактику заболеваний и на первичное звено медицинской помощи. Людям надо объяснять, что они получат в результате реформы через полгода, через год!» — отметил он.  

В то же время эксперты отмечаю, что сегодня медицина сталкивается со множеством проблем - как финансовых, так и кадровых.

Выходом из сложившейся ситуации должна стать медицинская реформа, которая все расставит по своим местам, поможет сэкономить необходимые средства и направить их в нужное русло.

Суть реформы состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы: сократить медперсонал, избавиться от лишних площадей, которые тянут за собой коммунальные затраты, то есть сократить количество больниц и переоборудовать их в госпитали. Принимать пациентов  будут семейные врачи - сегодняшние участковые (возможно, с дополнительным персоналом). Однако если сегодня человек может самостоятельно выбрать себе профильного врача, обратившись в регистратуру поликлиники, например, за талончиком к окулисту, после проведения реформы он должен будет обязательно получить направление семейного врача. Существует и множество других нюансов.

Как отмечают специалисты, суть реформы - приблизить украинское здравоохранение к мировым стандартам. Это необходимо делать в связи со многими социальными изменениями в обществе. Во всем мире обслуживание 80-85% пациентов осуществляется на первичном уровне, то есть это делает один человек - семейный врач. Врач-мануалтьный терапевт вполне может решить проблемы большинства пациентов, никуда их не перенаправляя. Для этого необходимо иметь две вещи - желание и квалификацию.

Амбулатория по сравнению с поликлиникой делает более легким первый контакт пациента с врачом. В поликлинику, в основном, обращаются с уже имеющимися проблемами. К семейному же врачу - даже с незначительными осложнениями. Иногда это помогает выявить серьезные заболевания. Кроме того, семейная медицина должна разгрузить специалистов, которые сегодня во многом занимаются незначительными вопросами и не могут уделить должного внимания проблемным пациентам. Сейчас использование специалистов определяет сам пациент, но он не всегда правильно это делает.

«Есть проблема с переквалификацией профильных врачей в семейные. Во всем мире семейных врачей готовят в университетах. Медики, заканчивающие вуз, получают специальность general practition (GP), что значит «врач общей практики», или, по сути, семейный врач. Уже потом, если этот человек хочет быть хирургом, он выдерживает конкурс и продолжает обучение. Но это еще зависит от количества заказов на хирургов. Вузы не должны выпускать сразу профильных врачей, как это происходит сейчас. Для того, чтобы стать, к примеру, нейрохирургом или кардиохирургом за границей, нужно потратить лет пятнадцать. Этот процесс у нас только начинается, но специалистов мы получим нескоро. Поэтому и нужно переквалифицировать других врачей. Это решение кадрового вопроса. Если городу, к примеру, не нужно n-ное количество офтальмологов, то кому-то из специалистов предлагают перепрофилироваться в семейного врача. Такая переквалификация длится 6 месяцев», - отмечает один из практикующих врачей.

Между тем у медицинской реформы немало противников. «Отсутствие информационной кампании накануне и в ходе реформы усилило сопротивление реформе со стороны медицинских работников, которые не знают, что их ждет завтра. Власть так и не объяснила гражданам, что такое реформа и какова ее цель. Поэтому население, привыкшее само определять свой путь в системе здравоохранения, ожидает от реформы только ухудшения доступа к медицинской помощи», — говорит Александра Бетлий, координатор проекта «Анализ реформы здравоохранения» Института экономических исследований и политических консультаций.

Уверена, многие согласятся, что сегодняшняя система здравоохранения находится в глубочайшем кризисе. Социологические опросы подтверждают, что украинцы «за» изменения в медицине, но «против» такой реформы. Каждому потенциальному пациенту хотелось бы, чтобы медицина была доступной, эффективной и адекватной их доходам. Согласно исследованию, 40% населения давали взятки в медицине на протяжении года, причем три из четырех пациентов, находящихся на лечении в стационаре, платили за это. При этом и количество, и размер таких платежей растут с каждым годом. А в соответствии с опросом Государственной службы статистики, 16% респондентов отметили, что члены их семей не смогли получить медицинскую помощь или купить лекарства именно по причине высокой стоимости «бесплатной» медицины. К тому же наши врачи сегодня работают как конкуренты, заинтересованные в больном пациенте и в процессе лечения, а не выздоровления..

Да и состояние здоровья украинцев остается неудовлетворительным. По показателю средней продолжительности жизни Украина отстает от стран Евросоюза. В здоровье, как известно, очень важна профилактика, которой в нашей стране, к сожалению, не занимается ни один врач.

Одним из первых шагов медицинской реформы в Украине является четкое структурирование медицинских учреждений по видам помощи: первичная (амбулатории), вторичная (клинико-диагностические центры и больницы), третичная (на уровне республиканских и областных лечебных учреждений, в том числе диспансеров), а также экстренная медицинская помощь. В нашей стране поликлиника фактически играет роль первичного звена, в результате наши сограждане обращаются преимущественно к узким специалистам и сами решают, к какому врачу им пойти. В то время как в европейских странах 70% медицинской помощи предоставляется врачами первичного звена — семейными врачами, терапевтами и педиатрами.

В пилотных регионах пока сделали только первый шаг — отделили первичное звено медицинской помощи. Но в то же время не было построено эффективное сотрудничество с вторичным звеном. «Весомой причиной стало отсутствие комплексного подхода к реформе, который бы основывался на тщательном планировании и достаточном финансировании. К сожалению, недостаточное финансирование поставило под вопрос возможность успеха реформы», — говорит  Бетлий.

При внедрении медицинской реформы в областях-пионерах была изменена формула распределения финансирования: вновь созданным центрам первичной медико-санитарной помощи было выделено 28% средств вместо традиционных 15. При этом вторичное звено медицинской помощи не получило компенсаций предыдущего уровня финансирования. В результате эти учреждения столкнулись с серьезными проблемами в погашении даже текущих расходов. Это еще больше усилило противостояние между учреждениями разных уровней, которое и так было огромным, особенно из-за того, что узкие специалисты не видят своего будущего и боятся увольнений или принуждения переучиваться в семейных врачей.

Сергей Северин, глава Донецкой областной ассоциации врачей общей практики — семейной медицины, считает: «Главной проблемой пилотного эксперимента является отсутствие эффективного механизма обратной связи для своевременной коррекции ошибок, выявляемых в ходе реформирования».

Поскольку во главу угла медицинской реформы поставлен институт семейной медицины (ведь именно семейный врач является первым контактом пациента в системе здравоохранения), возникает резонный вопрос о кадрах. Дело в том, что сегодня медиков с дипломом врача общей практики семейной медицины немного. К тому же подготовка семейного врача в вузе занимает не менее восьми лет (шесть лет в медицинском университете и два года — в интернатуре). Но так как поезд реформы уже набрал скорость, решено было быстро переучивать участковых педиатров и терапевтов в семейных врачей на краткосрочных шестимесячных курсах (позже продолжительность обучения и вовсе сократили до четырех месяцев). Например, на лор-заболевания из этого срока выделяется четыре дня, а чтобы врач имел возможность помогать беременным женщинам или принимать роды — две недели.

Если учесть, что большинство (60%) таких медиков предпенсионного возраста, а некоторые и вовсе перешагнули этот рубеж, идея выглядит, мягко говоря, наивной, да и вообще возникает вопрос о целесообразности подобной учебы. Чаще всего терапевт с многолетним опытом лечения пенсионеров боится даже притронуться к шестимесячному младенцу, а бывший ЛОР попросту не имеет практики распознания патологий беременности. Хотя, согласно «ориентировочному перечню медицинских услуг», семейный врач должен одинаково хорошо разбираться в болезнях и престарелой бабушки, и двухмесячного ребенка, знать назубок офтальмологию, гинекологию, иммунологию и прочее, а также «проводить небольшие хирургические вмешательства». При этом у врача нет никакой заинтересованности в подобной переквалификации: при скромной зарплате объем работы и ответственность увеличиваются.

Молодые выпускники вузов с дипломом семейного врача также не горят желанием отрабатывать в селе три года. Ведь их ждут зарплата в 1300–1600 грн и обещанные однократные «подъемные» в размере 6 тыс. грн. «Я не представляю активного молодого врача, который строит свою карьеру, семью и согласен работать за эти деньги в таких условиях», — говорит Северин.

К тому же, исходя из мирового опыта, 60% работы семейного врача состоит в профилактике. Но украинские медики совершенно не понимают сути профилактических подходов: «Я что, буду бегать по пациентам и говорить, что курить вредно? Пусть они ко мне приходят».

Педиатрия — это отдельная тема, к которой нужно подходить и осторожно, и ответственно. Ведь, как говорят педиатры, ребенок — это не маленький взрослый. Это тонкий, специфический организм, живущий с учетом своих физиологических законов. Поэтому вряд ли переучившийся на курсах терапевт вполне уверенно возьмется лечить маленького пациента.

Все, у кого есть дети, помнят, что в поликлинику с малышами до года следовало наведываться в специально отведенный для грудничков день. То есть, если раньше младенцев старались не смешивать даже с детьми постарше, то теперь в одной очереди к семейному врачу может оказаться кто угодно — и дети, и взрослые, страдающие различными недугами.

Опыт проведения первого этапа медицинской реформы в пилотных регионах выявил много существенных пробелов: начиная с подготовки семейных врачей, оснащения амбулаторий, низкой заработной платы медиков и заканчивая недостаточным информированием населения.

В статье использованы материалы из открытых источников: Коммерсант-УкраинаСобытие, Ракурс

aopple storeмеждугородние перевозки киевЛобановский Харьковсовременные радиаторылидов.рф мошенники

Источник: health info