Реабилитация после кори
Для реабилитации переболевших корью необходим курс витаминотерапии, рациональное питание, оздоровительный режим, прогулки.
При заболевании корью с первых дней болезни необходимо полноценное и достаточное питание, содержащее все пищевые вещества в количествах, удовлетворяющих потребности роста и развития организма больного ребенка. Рацион должен быть разнообразным и содержать продукты как растительного, так и животного происхождения, в том числе мясо, рыбу, птицу.
При недостатке свежих овощей и фруктов во избежание дефицита витамина С необходимо использовать отвар плодов шиповника или аскорбиновую кислоту.
Лечебная физкультура вначале включает простые гимнастические упражнения для средних мышечных групп. Эти упражнения приводят к преобразованию ритма дыхательных движений, углублению и урежению дыхания. При значительных нарушениях дыхания могут использоваться пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе, выполняемые инструктором. Постепенно физическую нагрузку увеличивают, используя общеразвивающие упражнения, а также дыхательные, специальные.
Одним из важных мероприятий является рациональный режим дня. В связи с тем, что у часто болеющих детей наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключение переутомления и перевозбуждения. Целесообразно увеличить продолжительность сна на 1—1,5 ч. Обязательным является дневной сон или отдых. При наличии нарушений сна показаны прогулки на свежем воздухе перед сном, а также прием седативных трав (пустырник, валериана и другие).
1. Воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22 °С для грудных детей и 18 —19 °С для детей 1-2 лет. Детям старше 2 лет, которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12-13 °С. Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 месяцев и до 30 мин после 6 месяцев. Максимальное время воздушных ванн для детей 2—3 лет – 30—40 мин.
Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкой бледностью кожных покровов, цианотичностью и мраморностью дистальных отделов конечностей, жалобами на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по несколько раз в день.
2. Закаливание солнцем.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Ослабленным детям солнечные ванны применяют с большой осторожностью, лучше в кружевной тени деревьев.
В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22 °С и выше для грудных детей и при 20 °С для детей 1-го года, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших – 5 мин с ежедневным увеличением до 30—40 мин и более.
Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15-20 мин, всего за лето не более 20-30 ванн. Солнечные ванны рекомендуется принимать спустя 30—40 мин после приёма пищи. Ванны нежелательно принимать натощак и непосредственно перед едой.
Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30 °С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.
3. Водные процедуры.
В последние годы широко применяется метод, при котором путем чередования теплой и прохладной воды достигается выраженный закаливающий эффект.
Часто болеющим детям рекомендуется применять щадящий вариант контрастного метода закаливания, когда вначале обливают ноги теплой водой, а затем сразу же прохладной, после чего вновь теплой. Некоторым детям, в зависимости от состояния здоровья, закаливание ограничивается гигиеническими процедурами (умывание прохладной водой, полоскание рта и горла водой комнатной температуры).
Хорошим закаливающим эффектом обладают контрастные ножные ванны, контрастные души (более старшим детям). Закаливающие процедуры хорошо сочетать с массажем и гимнастикой. Массаж оказывает через рецепторы кожи тонизирующее влияние на центральную нервную систему, улучшает ее главную функцию – контроль за работой всех органов и систем, и их регуляцию.
Водные процедуры, водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.
Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая – повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки.
Вторая фаза – в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация (расширение сосудов), кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности.
Третья фаза (неблагоприятная) – исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.
Контрастное и нетрадиционное закаливание. К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило – нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38—40 °С, а в другом (в первый раз) на 3—4 °С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1—2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5—20 секунды. Число попеременных погружений 3—6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1 °С и доводят до 18—10 °С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных – горячей.
Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 ст. л. на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20—22 °С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 ст. л. на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 —40 °С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем.
Очень хорошо дать детям возможность бегать босиком, особенно утром. Если лето ребенок проводит на даче или в деревне, пусть бегает босиком столько, сколько захочет. Следует отметить, что при прогулке босыми:
- Закаляется организм.
- Укрепляется нервная система.
- Исправляется плоскостопие.
- Осуществляется массаж ступней ног, где находятся много активных точек при воздействии на которые укрепляется здоровье и лечатся многие болезни сердца почек печени и др.
Источник: health info
Читайте также:
- Что такое амнезия иммунитета, чем она грозит и как её предотвратить
- Корь: почему её так боятся и не лучше ли переболеть
- Новая жизнь без алкоголя: как реабилитационные центры помогают победить зависимость
- Как узнать, делали ли вам прививку от кори
- Реабилитация после ковида: кому она нужна и сколько длится?
- Виды и особенности подъемников для инвалидов
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях