Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Профилактика и реабилитация после перенесенного паротита

20 апреля 2015 г.

Профилактика эпидемического паротита — это соблюдение противоэпидемического режима в детских учреждениях, общежитиях, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Также большое значение имеет выявление больных с легкой формой, которые сами являются источником заражения.

Больные паротитом изолируются на 9 дней от начала болезни. Карантин начинается с 21-го дня от момента контакта. Изолируются дети до 10-летнего возраста, которые не болели раньше паротитом и не подвергавшиеся иммунизации. После 10-го дня с момента контакта проводится систематическое медицинское наблюдение с целью более раннего выявления болезни.

Реабилитация. Диета без особых ограничений, но богатая витаминами, которая соответствует возрасту больного. Лечение витаминами проводится в течение 1,5–2 месяцев (поливитамины, витаминно-минеральные комплексы).

Для борьбы с астеническим синдромом и для общего укрепления организма можно использовать растительные средства, описанные в разделе менингококковая инфекция. Кроме того, можно пользоваться следующими рецептами.

Средство от утомляемости.

Требуется: изюм – 100 г, курага – 100 г, инжир – 100 г.

Приготовление и применение. Изюм, курагу и инжир измельчить и хорошо перемешать. Ежемесячно принимать смесь по 1 ч. л. в день для уменьшения утомляемости, после перенесенного заболевания, и для повышения защитных сил организма.

Если есть через день по 100 г. отварной нежирной рыбы, происходит повышение умственной работоспособности, улучшение быстроты реакции при астеническом синдроме после перенесенных тяжелых форм заболевания.

Общеукрепляющий салат.

Требуется: салат – 100 г, помидор – 1 шт., болгарский перец – 1 шт.

Приготовление и применение. Салат нашинковать и смешать с нарезанными помидором и болгарским перцем, заправить растительным маслом. Употреблять этот салат 3–4 раза в неделю. Это средство повышает жизненную активность ослабленного организма.

У выздоравливающих после паротита и многих других инфекционных заболеваний широко применяются водные процедуры, в виде душа, ванн и др., воздушные и солнечные ванны, общее УФО, и другие закаливающие процедуры. Иногда, при отсутствии противопоказаний, используются массаж и электрофизиологические методы, такие как УВЧ, диатермия, диадинамик, соллюкс, токи Арсонваля, отрицательная ионизация вдыхаемого воздуха, электросон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата и др.

Кроме того, в реабилитационный период и в целях профилактики, если нет противопоказаний, полезно проводить закалывание организма.
Воздушные ванны.

Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкой бледностью кожных покровов, цианотичностью и мраморностью дистальных отделов конечностей, жалобами на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по несколько раз в день.

Закаливание солнцем.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Ослабленным детям солнечные ванны применяют с большой осторожностью, лучше в кружевной тени деревьев.

В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22 °С и выше для грудных детей и при 20 °С для детей 1-го года, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным.

Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15—20 мин, всего за лето не более 20—30 ванн. Солнечные ванны рекомендуется принимать спустя 30—40 мин после приёма пищи. Ванны нежелательно принимать натощак и непосредственно перед едой.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30 °С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры.

В последние годы широко применяется метод, при котором путем чередования теплой и прохладной воды достигается выраженный закаливающий эффект.

Часто болеющим детям рекомендуется применять щадящий вариант контрастного метода закаливания, когда вначале обливают ноги теплой водой, а затем сразу же прохладной, после чего вновь теплой. Некоторым детям, в зависимости от состояния здоровья, закаливание ограничивается гигиеническими процедурами (умывание прохладной водой, полоскание рта и горла водой комнатной температуры).

Хорошим закаливающим эффектом обладают контрастные ножные ванны, контрастные души (более старшим детям). Закаливающие процедуры хорошо сочетать с массажем и гимнастикой. Массаж оказывает через рецепторы кожи тонизирующее влияние на центральную нервную систему, улучшает ее главную функцию – контроль за работой всех органов и систем, и их регуляцию.

Водные процедуры, водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.
Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды

Первая – повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки.

Вторая фаза – в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация (расширение сосудов), кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности.

Третья фаза (неблагоприятная) – исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные. Традиционные водные процедуры. Методика водного закаливания зависит от возраста.
Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.

Контрастное и нетрадиционное закаливание. К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения. Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек.

Необходимо соблюдать правило – нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38—40 °С, а в другом (в первый раз) на 3—4 °С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1—2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5—20 секунды. Число попеременных погружений 3—6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1 °С и доводят до 18—10 °С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных – горячей.

Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 ст. л. на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20—22 °С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 ст. л. на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 —40 °С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40—42 °С, а холодного снизить до 4—6 °С. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40—50 °С в течение 1 мин, затем в течение 10—20 секунд проводят обливание холодной холодной водой с минимальной температурой 10—15 °С. Чередуют 5—10 раз.
В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60—90 °С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3—20 °С, а зимой купание в снегу.

При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3—4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5—7 мин при температуре в парной около 80 °С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.
Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Формула закаливающего цикла – 1:1:2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3—5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5—10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее – купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4—5.

Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3—4 °С, купание в ледяной воде в течение 1– 4 мин в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или «моржевание». Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных «моржам», объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др.

Босохождение.

Очень хорошо дать детям возможность бегать босиком, особенно утром. Если лето ребенок проводит на даче или в деревне, пусть бегает босиком столько, сколько захочет. Следует отметить, что при прогулке босыми:
- Закаляется организм.
- Укрепляется нервная система.
- Исправляется плоскостопие.
- Осуществляется массаж ступней ног, где находятся много активных точек при воздействии на которые укрепляется здоровье и лечатся многие болезни сердца почек печени и др.

Со ступней удаляется ненужные отмершие клетки. Ступни становятся более здоровыми упругими, красивыми загорелыми. Они начинают дышать, между пальцев исчезает опрелость. Уменьшается риск подцепить грибковую инфекцию. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. На росе очень хорошо делать утреннюю гимнастику. Если в ходе зарядки необходимо садиться или упражнение выполняется сидя, то садиться надо не голой попой на землю, песок или на траву, а на гимнастический коврик из вспененного пластика – он не пропускает холод от земли, не боится воды и легко моется. Такой коврик также хорошо брать с собой на пляж.

В статье использованы материалы из открытых источников: zadocs.ru, a-kurort.ru