Состояние тупика – лучший сигнал к творчеству
В непростые моменты жизни, когда человека подводит рассудительность, на помощь ему приходит арт-терапия.
Арт-терапия как метод творческого правополушарного самовыражения крайне эффективен в те моменты жизни человека, когда рациональная и логическая части дают сбой.
Состояние тупика – это лучший сигнал к тому, что пора браться за кисть или перо и начать что-то творить.
Ключевое в арт-терапии - это не то, что клиент рисует, лепит, сочиняет, вытанцовывает, а то, как он это делает и куда его это ведет. Если невозможно найти слова и обозначить свои чувства, то все это можно сделать при помощи арта. Особенно хорошо для этого подходит метод правополушарного рисования.
Правополушарное рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще все относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями.
Концепция метода правополушарного рисования основана на работах Роджера Сперри касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга. Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединяя все это в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим.
Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях