Новости
здоровья
Мнения
пользователей

В синдроме менеджера виноват ритм современной жизни

21 января 2015 г.

Cиндром менеджера – понятие, которое пришло в нашу жизнь недавно. Но оно очень популярно в области психологии.

Подобный термин характеризуется тем, что человек много работает, больше чем нужно и чрезмерное времяпровождение на работе оказывает на человека и его деятельность негативное влияние. Наблюдается снижение энергии и эффективности. Могут возникнуть болезни тела и эмоциональные проблемы.

Ученые говорят, что в группе риска располагаются фрилансеры, предприниматели, имеющие свое дело, и конечно, руководители. Люди остальных профессий также могут «заработать» синдром менеджера, если они имеют повешенную ответственность, высокий ритм жизни и не способность своевременно переключаться с работы на отдых.

При состоянии, описанном только что, наблюдаются следующие симптомы: нарушение ритма сердца, тревожность, боли в голове и мышцах, хроническая усталость. Возможны депрессивные состояния, повышенное давление и нарушения эндокринной системы. У сильного пола иногда возникают проблемы с потенцией.

Впервые диагноз "синдром менеджера" поставили американские психиатры в 1984 году, но до сих пор ученые не могут дать однозначного ответа о причинах возникновения синдрома хронической усталости. Синдром хронической усталости был официально признан в 1987 году в США и как следствие появился термин - синдром хронической усталости. Чаще остальных синдром встречается у людей в возрасте от 20 до 50 лет, от 65 до 80% из них - женщины.

Столь распространенное сегодня заболевание как синдром хронической усталости еще в 70-80 гг. практически не было известно. Его появление напрямую связано с резким ускорением ритма жизни и увеличением умственной и психологической нагрузки на человека. При увеличении таких нагрузок существенно возрастает потребление кислорода головным мозгом, что в обычных условиях приводит к гипоксии и ее последствиям. Хроническая усталость — это состояние, при котором иммунная система человека настолько толерантна, что делает его беззащитным перед различными инфекциями, с которыми иммунитет здорового человека обычно справляется.

Первыми признаками синдрома хронической усталости являются быстрая утомляемость, слабость, усталость, вялость, недостаток энергии, апатия. Впоследствии нарушается память, для решения сложных задач приходится прилагать неимоверные усилия. Далее появляется бессонница, беспокойство и беспричинные страхи.

В последнее время максимально точной и наиболее обоснованной считается психо-нейроэндокринная теория возникновения синдрома хронической усталости. В основе этой теории лежит предположение о нарушении надпочечниковой регуляции.

По другой теории синдром хронической усталости возникает в результате психо-эмоциональных перегрузок, хронобиологических изменений и длительных стрессовых ситуаций.

Как результат нарушается кровообращение по всему организму и возникает спазм сосудов головного мозга. Ткани и органы плохо снабжаются кровью, сильно ухудшается обмен веществ и пациент чувствует вялость и быстро устает. За переутомлением организма начинает подступать и интеллектуальная усталость - пациент становиться рассеяным, ухудшается память и сосредоточенность.

В последние годы в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин "профессиональное выгорание" как наиболее адекватный).

Конечно же синдром менеджера развивается не только у менеджеров, то есть руководителей высшего и среднего звена но и людей, работающих в других профессиях.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми. Это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду. Как правило, люди этих профессий облечены властью, но и ответственностью, необходимость постоянно принимать решения и отвечать за них не всегда соответствует психологическому типу человека.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также "прессинг" в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например Вам предложили должность руководителя в фирме, где до этого вы работали исполнителем. Очень редко кто-то может быстро переключиться с роли исполнителя на роль руководителя. Привычки меняются не так быстро. Очень часто на роль руководителя переводят лучших исполнителей. Они привыкли к высокому качеству результата, считают что лучше них никто работу не сделает, руководитель пытается сделать всю работу сам .ничего не успевает. Как исполнитель становится хуже, но как руководитель еще не состоялся. Это переходный период, но это надо понимать, относится к этому спокойно, и учиться быть руководителем.

И, безусловно, жители больших городов подвержены этому синдрому в большей степени. Это обусловлено, прежде всего, высоким ритмом жизни. С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Значительно снижает «шансы» заболеть синдромом менеждера умение вовремя говорить слово «нет» начальству и коллегам.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

- чувство постоянной, непреходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- снижение активности и энергии;
частые головные боли; могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта;
- потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Помимо нарушений психо- эмоциональной сферы при длительно существующем синдроме хронической усталости могут беспокоить – головные боли , частые простудные заболевания – тогда Вы обратитесь к терапевту, боли в спине и (или) в мышцах- скорее всего к неврологу, снижение потенции – к урологу.

Вы начнете лечение по поводу вегето- сосудистой дистонии, артериальной гипертензии, дегенеративно- дистрофического заболевания позвоночника и конечно на короткий период почувствуете улучшение, но проблема то остается.

Синдром менеджера - не болезнь, а определенное состояние, избавиться от которого можете и вы сами. Попробуйте для начала просто взять отпуск хотя бы на две недели (одной мало) и сменить обстановку. Главное - почувствовать себя счастливым, хоть чему-то обрадоваться. Бороться с хронической рабочей усталостью можно и не покидая рабочего места. Вот несколько нехитрых советов для тех, кто не хочет стать рабом своего патологического пристрастия к труду.

Умейте говорить людям "нет", не испытывая при этом чувства раздражения и вины.

Внимательнее относитесь к собственным нуждам и чаяниям! Помните: вы имеете право на частную жизнь, а ваше право на работу - совсем другое дело.

Трезво осмысливайте события каждого дня, не позволяя себе впадать в панику при неприятностях.

Никогда не берите работу на дом. Постарайтесь рационально планировать именно рабочие часы.

Научитесь различать дела срочные и второстепенные.

Не стоит искать в работе спасения от личных неурядиц. Она хороша сама по себе.

Синдром менеджера, обычно, следствие не самих проблем, а неадекватной реакции на них. Поэтому, если нельзя изменить обстоятельства, измените свое отношение к ним.

Один-два раза в неделю посещайте бассейн или тренировку, берите в руки спицы, сходите в кино или в театр - на это не потребуется много времени, а эмоциональная отдача будет чувствоваться несколько дней. Если нет возможности посещать тренажерный зал или бассейн - ходите побольше пешком, зачастую этого бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

Вечером вспоминайте о приятных минутах за прошедший день.

Теплая ароматная ванна (с отварами трав, хвойным экстрактом, специальными фитосолями), мягкий халат и полчаса для себя - вы имеете полное право расслабиться. Приучите домашних к тому, что у вас должна быть после работы передышка.

Вернувшись домой, помассируйте стопы, делая разминающие движения обеими руками, нажимайте кулаком на свод стопы. Попросите близких сделать вам легкий массаж шеи, спины и поясницы.

Если изменить отношение к работе и к себе Вы не в состоянии имеет смысл обратиться к психотерапевту или записаться на психологический тренинг.

В статье использованы материалы из открытых источников: mirrosta.ru, mc21.ru

Источник: health info