Новости
здоровья
Мнения
пользователей
Максим Павленко

Грязь медицины

9 августа 2011 г.

Украина только сравнительно недавно озаботилась проблемой своих опасных отходов – промышленных, химических, ядерных. А тем временем Всемирная организация здравоохранения в рейтинге самых ужасающих продуктов человеческой деятельности на первое место уже ставит отходы медицинские. Причем утилизация последних для нашего государства – непаханая целина.

Официальный учет отходов лечебно-профилактических учреждений в Украине отсутствует. Тем не менее, по данным, опубликованным на сайте украинской ассоциации «Международный экологический союз», ежегодно наши ЛПУ производят их в количестве более 1 млн. тонн. Куда же девается этот биологически активный мусор? В лучшем случае персонал больниц, поликлиник и диспансеров без какого-либо обеззараживания отправляет его на окологородские полигоны или мусоросжигательные заводы (этот факт открыто признает Министерство экологии). А нередко горы использованных шприцов, окровавленных перчаток, бинтов и катетеров оказываются в дворовых контейнерах для бытового мусора.

Такая «технология» утилизации медицинских отходов подвесила над Украиной дамоклов меч эпидемий. Судите сами: если в 1 г бытового мусора содержится до 1 млрд. микроорганизмов, то в медицинских отбросах их число возрастает до 200-300 млрд. На мусорных полигонах эти микроорганизмы вымываются грунтовыми водами, биологический материал гниет (или даже горит), выделяя газы, а ветер разгоняет инфекции на десятки километров.

Контакт с использованными медицинскими инструментами – особенно колющими и режущими – чреват заражением гепатитами, туберкулезом и СПИДом. Не говоря уже о том, что многие отходы лечебных учреждений токсичны, а порой и радиоактивны.

- Львиная доля медицинских отходов эпидемически опасна, но это только часть проблемы, - рассказал health info Валерий Станкевич, заведующий лаборатории гигиены почвы и отходов Института гигиены и медицинской экологии. - Не менее опасны простроченные или неиспользованные лекарственные средства, если они не утилизированы должным образом. Это, во-первых, цитостатики – противоопухолевые препараты, которые при попадании в окружающую среду несут серьезную угрозу. А во-вторых, антибиотики, к воздействию которых микрофлора природной среды «привыкает», становясь неуязвимой для этих препаратов. Из-за этого мы сегодня соревнуемся с новыми поколениями микроорганизмов – либо они нас опередят, либо мы успеем разработать новые препараты.

Специалисты утверждают, что анатомические отходы киевских лечебниц – ампутированные конечности и прочие продукты хирургических вмешательств –сжигаются в крематории. Но подобные меры вряд ли принимают в украинской глубинке.

А как дело обстоит в развитых странах? Медицинскими отходами там занимаются специальные службы. Все материалы, с которыми контактировал больной, строго сортируются, в зависимости от вида и степени опасности. Смешивание различных типов отходов строго запрещено как при сборе, так и при конечной утилизации. К примеру, если кремация применима к останкам биомассы, то сжигать шприцы и капельницы, сделанные из полихлорвинила, нежелательно, поскольку в процессе реакции выделяются хлорсодержащие токсичные вещества. Альтернативой обычным методам термического уничтожения является технология пиролиза – предварительного разложения органической составляющей отходов в безкислородной атмосфере, после чего образовавшаяся парогазовая смесь уходит в камеру дожигания, где происходит дезактивация токсичных веществ (хлора, диоксинов и т.д.) В мире существует целый ряд сложных технологий утилизации медицинских отходов. При этом целесообразность циклической переработки твердых материалов остается дискуссионной.

Украина только нащупывает свой путь к спасению от собственных отбросов. Так, по инициативе ассоциации «Международный экологический союз» киевская власть начала внедрять программу обращения с медицинскими отходами. Министерство экологии также взяло на вооружение эту программу. Как рассказал порталу health info президент ассоциации Олег Климов, пилотный проект в столице заработает уже этой осенью – с тем, чтобы вскоре опыт был распространен и в регионах.

- В Украине пока нет даже нормативной базы, которая бы регламентировала количество производимых медицинских отходов. Если европейский стандарт предусматривает на одну терапевтическую койку в среднем 3,5 кг отходов в сутки, то в Украине этот объем нужно еще мониторить. Сейчас мы совместно со структурами КМДА и экологами разрабатываем эти стандарты, - говорит Олег Климов.

Программа предусматривает учет и систематизацию предприятий, образующих медицинские и биологические отходы. А сюда относятся не только ЛПУ, но и институты медицинского профиля, лаборатории, аптечные сети, ветеринарные клиники и фармацевтические компании, производящие лекарства. Появится возможность классифицировать отходы по уровню опасности, наладить их сбор, маркировку и транспортировку с последующим уничтожением.

- Медицинские отходы – не забота главврачей. Повесить эту проблему на шею бюджета охраны здоровья – значит поставить крест на ее решении. Логистикой и утилизацией отходов должны заниматься специальные компании, которые и обеспечат этой системе часть инвестиций, - убежден Олег Климов.

Кстати, по словам эколога, на Винницком подшипниковом заводе создана отечественная установка по утилизации медицинских отходов, рассчитанная на обслуживание до 1400 больничных коек. Кроме своего основного назначения, она способна обеспечивать лечебно-профилактическое учреждение теплом и горячей водой. При этом стоит она 600 тысяч гривен, что на порядок ниже, чем импортные аналоги.

Мнения пользователей являются авторскими материалами и не всегда совпадают с мнением редакции healthinfo. В случае каких-либо возражений обращайтесь напрямую к автору.