Медики не должны реформировать систему здравоохранения
Медики не должны и не способны реформировать систему здравоохранения. Врач всегда заинтересован делать больше работы. Это нормальная мотивация. Медучреждение финансируется в зависимости от количества коек. Соответственно, главврач, завотделением больницы заинтересованы, чтобы было больше заполненных больными кроватей, выполнялась норма койкодней. Они будут стараться положить кого угодно. Лечащий врач тоже хочет, чтобы пациентов было побольше, потому что основной доход он получает именно от них. То есть сегодня все врачи мотивированы на то, чтобы находить как можно больше больных и лечить их. О профилактике никто и не задумывается. Материального стимула нет.
При сегодняшних методах диагностики можно утверждать - чем больше врачей, тем больше будет больных. Чем больше узких специалистов, тем больше будет разных болезней у одного и того же человека. Каждый специалист напрямую заинтересован обнаружить у пациента какое-нибудь профильное недомогание.
Поэтому мое твердое убеждение состоит в том, что медучреждением может руководить только экономист. Конечно, помощником должен быть медик, чтобы менеджер не наломал дров. Медицина не может превратиться в коммерцию, но и жить не по средствам тоже не должна. Основные принципы - стоимость, качество, польза для пациента, а не для учреждения.
Суть реформы здравоохранения в нашей стране я усматриваю в следующем. Государство определяет базовый гарантированный уровень медицинской помощи. Он должен быть четко прописан, чтобы каждый гражданин понимал, на что он может рассчитывать. Естественно, этот минимум необходимо в полном объеме финансировать и гарантировать.
Собранных налогов и сейчас должно хватать на этот минимум, но дело в том, что на эти средства содержат учреждения системы, а не предоставляют услуги пациентам. В этом разница. Когда мы приходим в медучреждение, которое удерживает за нами налоги, то должны заплатить за все: за лекарства, за операции, за услуги врачей, в том числе и в карман.
Система искажена. Нужно изменить принцип финансирования – бюджетные средства направляются на обеспечение этого гарантированного минимума, за все, что выше этого уровня, пациент платит сам через добровольное страхование, больничные кассы, благотворительные фонды, но не в карман врачу.
Учреждениям системы необходимо предоставить статус неприбыльных организаций. То есть из Министерства поступает заказ на обслуживание населения и перечисляются деньги. Медучреждение само распоряжается своим бюджетом без строгого соответствия нормам, которые уже не имеют никакого отношения к реальной жизни. В таких условиях ни главврач, ни врачи не будут заинтересованы госпитализировать всех подряд, чтобы выполнять норму койкодней. Наши стационары сразу «похудеют» - не будет у них такого количества лежачих больных. Начнут развивать амбулаторную хирургию, дневные стационары станут актуальными.
Только врач общей семейной практики - единственный специалист среди медиков, который заинтересован в здоровых, а не больных людях. Естественно, при условии, что его зарплата будет зависеть от того, сколько у него здоровых и выздоровевших людей в округе.
Пока у нас как следует не готовят семейных докторов, поэтому надо сделать групповую семейную практику, где будут работать вместе следующие специалисты - педиатр, терапевт, гинеколог и стоматолог. Именно семейная практика должна находиться рядом с пациентами, а консультативные поликлиники можно и нужно укрупнять и выводить за город. Неэффективные районные больницы можно перепрофилировать в медико-социальные учреждения, реабилитационные центры, хосписы, но решения надо принимать на местах.
Пока не будет произведена реструктуризация отрасли с оптимальным количеством первичной помощи врачами общей (семейной) практики, не сократится количество стационаров до необходимого, не исчезнут зарплаты в конвертах, будет нормальное налогообложение – говорить об общеобязательной страховой медицине нельзя.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях