Новости
здоровья
Мнения
пользователей

Лечебная физкультура при хроническом бронхите

24 сентября 2014 г.

Хронический бронхит - наиболее распространенная форма хронических неспецифических заболеваний легких. В комплекс реабилитационных мероприятий ЛФ включают на всех периодах хронического процесса (при обострении и в промежутках между рецидивами). Назначая лечебную физкультуру, учитывающие клиническое течение бронхита (стадия, степень нарушения функции внешнего дыхания, состояние сердечно-сосудистой системы), уровень физического развития и физической подготовленности больного, характер нагрузок в быту и на производстве.

Основные задачи лечебной физкультуры при хроническом бронхите такие:

- Повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях;
- Усиление крово- и лимфотока, уменьшению или ликвидации воспалительных изменений в бронхах;
- Предотвращение прогрессированию процесса, профилактика возможных осложнений (бронхоэктазов, эмфиземы, дыхательной недостаточности);
- Восстановление дренажной функции бронхов, механизма правильного дыхания;
- Мобилизация компенсаторных механизмов вентиляции, укрепление дыхательной мускулатуры, восстановление проходимости бронхов.

Подбор средств и форм лечебной физкультуры, исходного положения зависит от характера изменений бронхов и наличии осложнений со стороны бронхолегочной системы. Так, при слизисто-гнойном хроническом бронхите большое значение имеют дренажные упражнения и постуральный дренаж, который проводят регулярно (3-4 раза в неделю) с целью полного вывода гнойной мокроты из бронхов. Если в период выздоровления недостаточно полно восстановлена проходимость бронхов и существует обструкция, которая затрудняет дыхание, целесообразно использовать звуковую гимнастику с последующим дополнением ее дыхательными упражнениями. Через 2-3 нед после занятий звуковой гимнастикой рекомендуют выполнять вдох и выдох с сопротивлением.

При проведении лечебного фитнесса важным условием является регулярное проветривание комнаты, палаты, кабинет лечебной физкультуры , а в летний период - занятия на свежем воздухе.

Со временем продолжительность занятия звуковой гимнастикой можно постепенно увеличивать до 7-10 мин и более. Исходные положения для звуковой гимнастики - лежа, сидя и стоя. При углубленном выдоха больной произносит отдельные звуки. При обструктивном бронхите все рекомендуемые звуки произносятся тихо или шепотом, мягко, спокойно, без напряжения. При выполнении звуковой гимнастики важно соблюдать следующие правила дыхания: вдох через нос - пауза 1-3 с - активный выдох через рот - пауза. Удлинения выдоха способствует более глубокому и полноценному вдоха.

Выдох, во время которого произносят звуки, облегчает откашливание. Успокаивающе действуют на голосовые связки свистящие и шипящие звуки ("с", "ш-ш-ш"), которые произносят шепотом с полуоткрытым ртом.

Для усиления вдоха при звуковой гимнастике упражнения выполняют в такой последовательности: краткая пауза, выдох с произнесением звуков "п-ф-ф" (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляют медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие сложенных трубочкой губ, один раз. До начала выдоха и после него рот должен быть закрыт. После такого выдоха обязательно произойдет более глубокий вдох, который приносит больному облегчения. Затем наступает пауза и выполняется выдох через нос при закрытом рте с воспроизведением звука "м-м-м" - продолжалось и протяжно, как стон. Это способствует равномерному убыванию и последующем плавном расширению грудной клетки. Выполняют эти упражнения сидя, с небольшим наклоном туловища вперед, положив кисти рук ладонями вниз на колени, ноги (всей ступней) опираются на пол.

Далее добавляют по 2 новые звуковые упражнения. "Рыкающий" звук "р" в звуковой гимнастике является одним из основных, при обструктивном бронхите его произносят мягко, спокойно, как двойное "р-р". Если нет одышки и воздух свободно проходит в бронхи, произносят энергично и громко. Рот открыт. В сочетании со звуком "р" можно произносить на выдохе и другие согласные и гласные звуки: "б-р-р-у-х", "г-р-р-у-х", "д-р-р-у -х ". Каждое из звуковых сочетаний следует произносить по одному разу. Звук "г" можно заменить мягкими звуками, которые жужжат, - "ж" и "с".

Применение в звуковых упражнениях сочетаний гласных и согласных вызывает колебания голосовых связок, которые передаются на трахею, бронхи, грудную клетку. Эта вибрация расслабляет мышцы бронхов, способствует лучшему отхождению мокроты.

Вместе со звуковой гимнастикой применяют дыхательные упражнения статического и динамического характера (с акцентом на выдохе), упражнения, тренирующие мышцы выдоха, способствуют развитию упругости, гибкости и эластичности бронхов.

В целях эвакуаторной функции бронхов используют дренажные упражнения (изолированно или в сочетании с упражнениями на расслабление) и вибрационный массаж.

Важной формой лечебной физкультуры при бронхите является дозированная ходьба. Дозирования ходьбы надо увеличивать постепенно, поэтому маршруты выбирают разной длины и сложности. Назначая дозированную ходьбу, врач должен определить для каждого больного ритм дыхания во время ходьбы равной местностью и при подъеме вверх, темп ходьбы и маршрут с учетом постепенного роста нагрузки. Ритм дыхания при ходьбе равной местностью рекомендуют такой: вдох носом на 2-4 шага, выдох через нос или через рот, сложенный трубочкой, - на 4-8 шагов. При подъеме вверх все внимание следует сосредоточить на выдохе через рот. Выдох выполняют активно, лучше с произношением звуков "пф" или "фо".

Темп ходьбы возрастает постепенно - от медленного в начале курса к быстрому (100-120 шагов / мин) при хорошем самочувствии конце курса лечения. Паузы для отдыха делают при необходимости, сидя или стоя, от 2 до 10 мин. Дыхание должно быть спокойным, глубоким, через нос, с акцентом на длинный полный выдох, без напряжения и усилия. С появлением усталости, одышки или неприятных ощущений в области сердца, печени и других органов ходьбу следует прекратить или уменьшить дозировку.

Можно рекомендовать больным за 2 часа до сна выполнить 7-10-минутный комплекс специальных физических упражнений, способствующих дренированию бронхов и улучшению легочной вентиляции.

Важное значение имеет массаж (классический, массаж, сегментарно-рефлекторный) грудной клетки, который способствует лучшему выделению мокроты и облегчает дыхание. Процедуру массажа начинают с поверхностного поглаживания грудной клетки, в направлении от диафрагмы за ходом реберной дуги до подмышечных ямок. В верхней части грудной клетки массаж проводят в направлении от грудины до подмышечных ямок. Среди массажных приемов используют главным образом продольное или поперечное спиралевидное растирание. Целесообразно также выполнять ударные вибрационные приемы. Процедура массажа средней интенсивности длится 10-20 мин.
Лучшая эффективность действия лечебной физкультуры при бронхитах достигается в условиях санаторно-курортного лечения, преимущественно в местности с теплым и сухим климатом. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебного фитнесса, прогулки, терренкур, спортивные игры, плавание, гребля и другие виды физических упражнений, проведенные в благоприятных климатических и санитарно-гигиенических условиях, тренируют все звенья дыхательной системы и улучшают ее функцию. Для предотвращения обострения хронического бронхита, рекомендуется регулярное закаливание организма (катание на коньках, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег, обливание водой с постепенным снижением температуры от 22 до 16-13 ° С).

Примерный комплекс специальных дыхательных упражнений, тренирующих мышцы вдоха и выдоха

1. Вдох через нос, слегка зажат большим и указательным пальцами руки.
2. Вдох через одну ноздрю (вторая зажата пальцами), а выдох через вторую ноздрю, поочередно.
3. Вдох через суженное отверстие сложенных трубочкой и вытянутых вперед губ (имитация вдоха через трубочку, соломинку).
4. Вдох двумя углами рта через образовавшиеся отверстия в углах рта, при сжатии губ посередине (имитация улыбки).
5. Вдох поочередно одним углом рта (через отверстие, сжатием губ в одном углу рта).
6. Глубокий вдох, выдох - через тонкую трубочку длиной около 20 см с маленьким отверстием (0,30,4 см), конец которого погружено в банке или стакан с водой.
7. Вдох через свисток или узкую трубочку длиной около 20 см.
8. Надувания резиновых игрушек, воздушных шариков. После глубокого вдоха делать выдох в камеру игрушки малыми порциями воздуха, толчками. Стремиться раздуть камеру больше.

По материалам: zdorovai.ru