Новости
здоровья
Мнения
пользователей
Александр Коляда

Голод – это один из самых удачных способов продления жизни

5 сентября 2014 г.

Мы сейчас получаем первые результаты о влиянии голода на длину теломер и на другие маркеры старения. Голод – это один из самых удачных способов продления жизни. Приблизительно 30% ограничение калорий в питании – когда человек ест то, что обычно, просто на треть меньше – достоверно продлевает жизнь всех организмов, которые мы исследовали. Об этом же говорят и заграничные данные, поэтому нужно научиться культивировать в себе состояние недоедания.

Как это работает? Когда клетка в организме чувствует, что еды недостаточно, она начинает питаться собственными старыми или ущербными частями клеток. Тем самым происходит очищение клетки от вредных элементов, которые условно можно назвать шлаками. Вот что означает целебное голодание, о продлении жизни которого известно уже очень давно, лет 60. Да и посты в христианстве также можно рассматривать как некий аналог разумного голодания.

Каждому отдельному человеку, желающему поголодать, следует обратиться к врачу за индивидуальными рекомендациями. Скорее всего, врач назначит серии голоданий – не слишком жестких, по определенному протоколу входа-выхода, без резких перепадов, без перегибов, когда вы вчера наелись мяса, а сегодня утром ничего не едите.

Усилия в мировой генетике в основном направлены на открытия роли различных участков генома человека. Потому что то, какими мы являемся – блондинами или брюнетами, большого роста или маленького, мальчиками или девочками, – все это закодировано в одной единственной молекуле-ДНК. Именно она объясняет все наши отличия друг от друга, все наши способности – интеллектуальные, физические, все наши склонности и предпочтения в течение всей жизни – вся эта информация записана там. И генетики уже умеют читать все буквы, которые записаны в ДНК человека. Другое дело, что они пока не знают, образно говоря, как эти буквы звучат на слух.

Всем известно, что сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку и в результате получается новая клетка, из которой потом вырастает человек. Как запустить правильную последовательность действий в этой клетке, чтобы вырос большой организм, чтобы не было сбоев – когда, например, сначала развивается мозг, а потом ноги, – чтобы все шло одновременно и в нужной последовательности – этого мы не знаем. И каждое открытие в данной области – это большое событие, за которое могут дать Нобелевскую премию.

Мы занимаемся генетическими и эпигенетическими аспектами старения. Генетическое – это то, что передается по наследству на протяжении многих поколений, а эпигенетическое – как окружающая среда влияет на наш геном. Все люди чем-то болеют и от чего-то умирают. И вот то, чем конкретно они будут болеть и от чего умрут – как раз и является предметом нашего интереса.

Мы ищем гены, которые позволили долгожителям стать таковыми. Возьмем склонность к ожирению. Два человека едят одну и ту же калорийную пищу, ходят через день в Макдональдс. Однако один от этого сильно полнеет, а другой чувствует себя абсолютно нормально – причем, это могут быть родные братья и сестры. Эти вещи запрограммированы генетически. Причина в том, что у одного человека имеется маленькая мутация в рецепторе какого-то белка, и поэтому лишнюю котлету его организм хочет запасти до "холодных времен", а организм другого человека переваривает ее без всяческих запасов на зиму. Эти особенности заложены в нас эволюционно, и когда люди жили в пещерах и холодных домах – они, безусловно, имели смысл. Теперь же, когда мы живем в городах и теплых квартирах, эта способность запасать жир обернулась против нас. Теперь это называется ожирением и может привести к диабету.

Наши исследования состоят в том, чтобы определить факторы риска и выработать рекомендации по их предотвращению. Особое внимание мы обращаем на диабет, болезнь Паркинсона, Альцгеймера, остеопороз, рак молочной железы, а также пытаемся разобраться в общих механизмах старения, поскольку все мы хотим жить дольше и жить здоровее.

Средняя продолжительность жизни человека в Украине составляет порядка 65 лет, тем не менее, почти каждый сотый доживает до 100 лет. Мы ищем гены, которые позволили долгожителям стать таковыми. И мы эти гены находим. Интересно, что некоторые гены уже с рождения программируют организм человека дожить до преклонного возраста. Возможно, эти люди жертвуют чем-то другим, возможно, они менее трудоспособны в молодости или меньше времени уделяют детям, или у них хуже зрение. Но зато их организм выполняют поставленную программу: я буду хуже видеть, но зато доживу до 100 лет, и эти люди на протяжении всей жизни экономно расходуют свой "витальный резерв".

Закономерностей у долгожителей очень много, но они весьма слабые. К примеру, чтобы дожить до 100 лет лучше быть женщиной, чем мужчиной. А если вы уже женщина, то лучше иметь меньше детей; если мужчина, то наоборот – лучше больше. Лучше есть меньше мяса и больше овощей и фруктов. Тем не менее, многие люди противоречат этим закономерностям.

Типичная картина: человек 70-ти лет приходит к терапевту и говорит, у меня болит вот здесь и вот здесь, а врач отвечает: ну что же вы хотите, вам же 70 лет. Терапевт считает, что это норма, когда в 70 лет должно все болеть. Геронтология как раз стоит на другом полюсе, она говорит, что это не норма – ни в 70, ни в 90, ни в 100 лет у вас не должно ничего болеть, вы должны нормально ходить, нормально соображать и т.д. Геронтологи уверены, что существует нормальная старость, и каждый день работают над тем, чтобы человек жил как можно дольше и как можно здоровее.

У некоторых восточных религий встречается мысль, что человеку в его жизни отпущено некое конкретное количество вдохов, морганий глазом или ударов сердца. Это имеет некий свой эквивалент в молекулярной биологии. На концах наших хромосом находятся участки, которые называются теломерами. И когда клетка делится, то эти теломеры укорачиваются на небольшой отрезок, и так при каждом делении. Когда мы были одной клеткой, теломер был очень длинным, а когда нам уже 30 лет и мы поделились миллион раз, то он, соответственно, стал в миллион раз короче. По одной из теории старения, когда длина теломера доходит до некоего граничного предела, организму дается сигнал о том, что пора умирать.

Интересно, что этот показатель – длина теломера – достаточно вариабельный в зависимости от состояния здоровья, потому что кто-то в 30 лет выглядит на 40, а кто-то – на 20.

Во всем мире входит в обиход такой термин, как теломеропатия или, другими словами – первичная причина старения. Наша лаборатория совместно со всеми отделениями Института геронтологии пытается выяснить, как, например, укорачиваются теломеры в костях у пожилых людей при остеопорозе, когда кости становятся хрупкими и женщины после менопаузы даже при незначительных падениях начинают ломать себе шейку бедра или другие кости. Мы пытаемся дать ответы на вопросы, можно ли взять у женщины кровь сейчас и сказать, насколько у нее высок риск остеопороза. Или насколько возраст начала менопаузы у женщины зависит от длины теломер и можно ли прогнозировать этот важный для здоровья женщины показатель? Мы уже знаем, как ведут себя теломеры при болезни Паркинсона и как по их длине можно судить о вероятности наступления этого коварного заболевания.

На самом деле, теломера – это достаточно хороший универсальный показатель здоровья. Потому что все, что мы называем здоровым образом жизни положительно влияет на длину теломер, так же как, по некоторым данным, умеренные дозы алкоголя или другие факторы. Наверняка же доказано то, что стресс – сильно укорачивает теломеры, а социальный статус – наоборот позитивно влияет на эту длину: чем выше социальный статус, тем длиннее теломеры. Причина это или следствие – непонятно. Возможно, люди, которые рождены с длинными теломерами, проще достигают успеха, или, наоборот, по ходу достижения успеха у человека удлиняются теломеры. Однозначно позитивно влияют на длину теломер физические упражнения.

Мнения пользователей являются авторскими материалами и не всегда совпадают с мнением редакции healthinfo. В случае каких-либо возражений обращайтесь напрямую к автору.