Ускоренная помощь
С января 2013 года норматив прибытия бригад скорой медицинской помощи на место события по обращениям, принадлежащим к категории экстренных, составляет 10 минут в городах, в населенных пунктах вне черты города - 20 минут с момента поступления обращения к диспетчеру оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.
Соответствующее правительственное постановление за №1119, датированное 21 ноября и подписанное премьером Николаем Азаровым, опубликовано на сайте Кабинета министров.
В постановлении отмечается, что "отмеченные нормативы с учетом метеорологических условий, сезонных особенностей, эпидемиологической ситуации и состояния дорог могут быть превышены, но не более чем на 10 минут".
Кроме того, документ предусматривает разделение обращений по номерам «103» или «112» на экстренные и неэкстренные в зависимости от состояния пациента. Критерии, по которым обращения относятся к категории экстренных или неэкстренных, описаны в приложении к постановлению.
В частности, к экстренным вызовам относится: если пациент потерял сознание, у него судороги, внезапные расстройства дыхания, внезапная боль в области сердца, рвота кровью, острая боль в брюшной полости, внешнее кровотечение, признаки острых инфекционных заболеваний, острые психические расстройства, угрожающие жизни и здоровью пациента или окружающих. Также по экстренному вызову медики будут выезжать, если у пациента травма (ранение, перелом, вывих, ожог, тяжелый ушиб, травмы головы), поражение электрическим током, молнией, тепловой удар, переохлаждение, асфиксия (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути), повреждение при чрезвычайных ситуациях (ДТП, аварии на производстве, стихийные бедствия и т.п.), отравление, укус животных, нарушение нормального хода беременности.
К категории экстренных относятся также обращения медработников о транспортировке пациентов, находящихся в требующем срочной госпитализации состоянии.
"Диспетчер оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф направляет к пациенту бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи безотлагательно по получении обращения, которое принадлежит к категории экстренных", - отмечается в приложении к постановлению.
К категории неэкстренных принадлежат обращения относительно пациента, состояние которого не является неотложным и сопровождается внезапным повышением температуры тела с кашлем, насморком, болью в горле; головной болью, головокружением, слабостью; болью в пояснице, суставах; повышением артериального давления; болевым синдромом у онкологических больных; алкогольным, наркотическим, токсичным абстинентным синдромом. Также к неэкстренным будет отнесен вызов, если у пациента обострение хронических заболеваний в случае, если те находятся под надзором семейного или участкового врача при гипертонической болезни, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническом воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, болезни почек, суставов и т.п.
"Диспетчер оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф перенаправляет обращение, которое принадлежит к категории неэкстренных, в соответствующее заведение здравоохранения первичной медико-санитарной помощи в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения, а в случае отсутствия такой возможности направляет к пациенту бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи, которая не выполняет экстренные вызовы, в течение 1 часа с момента получения обращения", - отмечается в приложении к постановлению.
Постановление принято в соответствии со ст.6 закона "Об экстренной медицинской помощи".
Кроме того, Кабмин принял постановление об утверждении порядка создания госпитальных округов в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г.Киеве.
При вызове номера «103» будет фиксироваться время и записываться голос. Кабмин утвердил Порядок информирования бригад экстренной (скорой) медицинской помощи о вызове экстренной медицинской помощи и их направления на место происшествия.
Информация о необходимости оказания экстренной медпомощи от любого лица, обратившегося за ее оказанием, или оператора системы экстренной помощи населению по единому номеру «112» поступает в оперативно-диспетчерскую службу центра экстренной медпомощи и медицины катастроф для обработки и передачи бригадам.
Операторы телекоммуникаций осуществляют маршрутизацию звонков по единому телефонному номеру экстренной медицинской помощи «103» от лиц, находящихся в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (АРК, области, города Киев и Севастополь), или сообщений от операторов системы экстренной помощи населению по единому номеру «112» диспетчерской службе центра соответствующей административно-территориальной единицы.
С целью обеспечения контроля за своевременностью получения вызовов и реагирования на них программно-аппаратным комплексом «103» осуществляется электронная фиксация времени поступления вызова и запись голоса, которая сохраняется в течение установленного срока.
Для обеспечения получения информации о вызовах в составе диспетчерской службы центра определяются диспетчеры по приему вызовов, которые осуществляют: прием вызова; заполнение первичной медицинской документации в электронном виде; передачу информации в электронном виде диспетчеру направлении.
На станции или в ее структурном подразделении должны одновременно работать не менее 2х диспетчерских постов.
В соответствии с порядком, бригада скорой помощи должна обеспечивать: прием от диспетчера направления мединформации о вызове в электронной форме; перенос мединформации о вызове с электронной формы в медицинскую статистическую документацию на бумажном носителе; осуществление мероприятий по оказанию экстренной медпомощи с учетом установленных нормативов; информирование диспетчера направлении об этапах оказания экстренной медпомощи по вызову и о завершении оказания такой помощи; передачу диспетчеру направления информации о большом количестве пострадавших для привлечения дополнительных бригад.
"Время прибытия скорой впервые за всю историю нашей независимости нормировано в законе об экстренной медпомощи. И эту норму должен знать каждый украинец", – отмечает советник министра здравоохранения Владимир Юрченко.
По его словам, новый закон решает большинство проблем в сфере оказания экстренной помощи.
"Закон предусматривает централизацию управления и финансирования экстренной медицинской помощи на уровне областей. Текущие расходы будут покрываться из бюджета области, а целевые программы финансироваться из государственного бюджета. Ответственность за организацию оказания скорой медицинской помощи возложена на губернаторов областей и министра здравоохранения Украины", – сказал Юрченко.
При этом он заявил, что общегосударственный показатель – одна бригада скорой помощи на 13 тысяч населения – после введения закона меняться не будет.
"В государстве сегодня 3363 бригады, где работает 5510 врачей неотложных состояний. Все они подготовлены для оказания медицинской помощи. Ни у одной европейской страны нет такого штата медработников со специальной подготовкой. У них к больному едут спасатели, у нас – врачи. Хотя, конечно, квалификационные требования к этой профессии и программы обучения мы будем менять, как того требует современная ситуация", – подчеркнул советник министра.
Он также напомнил, что в этом году правительство выделило 313 млн грн субвенций на закупку лекарств и расходных материалов для карет скорой помощи. Кроме того, уже сейчас увеличена расходная сумма на один вызов скорой – с 5 до 35 гривен. Также, по его словам, в этом году для четырех пилотных областей правительство закупило около 216 автомобилей скорой помощи и 76 реанимобилей.
Кроме того, Юрченко сообщил, что служба экстренной медицинской помощи за год обслуживает 13 млн. вызовов. При этом количество ложных вызовов составляет 5-10%.
Между тем, чтобы достичь такой скорости, бригадам скорой помощи придется размещаться во временных и постоянных пунктах базирования.
«В селах пункты постоянного базирования будут находиться при фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, в городе — при больницах. В дневное время бригада может дежурить в автомобиле, ожидая команду диспетчера, потому что, например, в Киеве в час пик невозможно доехать до больного за 10 минут», — отметил начальник отдела экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Михаил Стрельников.
При этом ответственность за несвоевременную подачу машины предлагается возложить на диспетчера. В министерстве отмечают, что запись звонка в центр экстренной помощи позволит зафиксировать время приема вызова и то, как быстро он был передан бригаде скорой. В идеале интервал не должен превышать 1-2 минуты.
Между тем президент Всеукраинского врачебного общества Олег Мусий считает, что быстрая подача автомобиля невозможна при нынешнем состоянии дорог.
«Отремонтировать дороги можно в кратчайшие сроки, если на то есть политическая воля. В этом мы убедились на примере подготовки к Евро-2012», — заявил он.
Сами врачи также сомневаются в реализации новых нормативов. Так, главврач Севастопольской станции скорой помощи Александр Ананьин считает, что за десять минут добраться до места вызова реально только в ночное время, когда на дорогах почти нет машин и светофоры работают в режиме мигающего желтого света.
«Сейчас мы пользуемся Законом Украины «Об экстренной медицинской помощи». Там нет деления на экстренные и неэкстренные случаи. Если нас вызвали – значит через 20 минут бригада должна быть у больного. Теперь же к пациентам, у которых, допустим, повысилось артериальное давление, или резко поднялась температура, можно приехать в течение часа», - отмечает врач.
«Даже в таком небольшом городе, как Севастополь, это довольно затруднительно. Для того, чтобы «Скорая» вовремя прибыла на вызов, необходимы два фактора: достаточное количество бригад и хорошие условия дорожного движения. Да, наши подстанции расположены таким образом, что 10 минут – вполне реальный срок. Но бывают случаи, когда все бригады на вызовах. Плюс не забудьте, что и у нас бывают пробки. Например, от нашей центральной подстанции до Большой Морской - 4 км. За 5 минут легко доехать. Но стоит появиться затору на площади Восставших – и раньше, чем через 15 минут наша бригада при всем желании до пациента не доберется», - говорит он.
«Можно включить спецсигналы. Но ведь это не дает нашему водителю право нарушать правила дорожного движения. К сожалению, далеко не все автолюбители готовы пропустить «Скорую помощь». А в некоторых случаях это просто нереально. Если, допустим, попали в пробку на подъезде к железнодорожному вокзалу – деваться просто некуда. С обеих сторон – плотный поток машин, тут при желании никак не развернуться», - отмечает Ананьин.
В Севастополе работают девять подстанций "скорой": в Каче, на Северной стороне, в Инкермане, в Балаклаве, в селе Орлиное, на Корабельной стороне, на проспекте Острякова, на улице Пугачева и в Камышовой бухте. На этих подстанциях работают 24,5 бригады скорой помощи.
«Все подстанции расположены так, что это позволяет доехать до места за десять минут или даже быстрее, но только ночью, а в будний день, когда на дорогах интенсивное движение и заторы, это маловероятно. А в больших городах, например, в Киеве из-за пробок скорая может добираться на вызов часами. Как мы будем реализовывать то, что предписано законодательством, я не знаю», — комментирует Ананьин.
«Если все мы хотим, чтобы «скорая помощь» действительно была скорой, необходима не только работа медиков, — отмечает один из медиков, работающий на «скорой». — У нынешних водителей напрочь атрофировалось осознание того, что автомобилю «скорой» необходимо уступить дорогу. Работа в ночное время осложняется тем, что в городах нет освещения на многих улицах, отсутствуют указатели с их названиями и номерами домов. Иногда сотрудники «скорой» вынуждены совершать настоящие подвиги в домах, где на ночь отключают лифты. Был случай, когда тяжелобольного нужно было нести на руках с 11-го этажа! Нередки случаи, когда врачи подвергаются нападениям, их избивают нетрезвые родственники или сами пациенты».
Кроме того, эксперты сомневаются в способности диспетчера определить по телефону, к какой категории относится вызов. В частности, председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко отмечает, что определить по телефону, насколько экстренным является вызов скорой помощи, может только медик с квалификацией не ниже врачебной. «Если вызовы сортировать будут диспетчеры, то они должны быть врачами. Это еще как-то можно принять», - подчеркивает он. «В то же время надо отметить, что ни по телефону, ни по интернету поставить точный диагноз без осмотра пациента сложно даже врачу высокой квалификации. Без того, чтобы элементарно прощупать живот, проверить пульс и просто увидеть больного», - заявляет Панасенко.
Помимо этого, реформа предполагает создание центров экстренной медицинской помощи, финансирование которых будет осуществляться через областные бюджеты. Также предлагается, чтобы скорую помощь можно было вызывать по номерам «103» и «112».
Стоит отметить, что общую стоимость реформирования системы скорой медицинской помощи чиновники не называют, заявляя, что достаточно будет «бюджетных отчислений».
В июле Верховная Рада установила организационно-правовые основы обеспечения граждан экстренной (скорой) медицинской помощью. Законом определяются основы организации и функционирования системы экстренной медицинской помощи, а также полномочия органов центральной и местной власти по обеспечению функционирования системы.
В статье использованы материалы из открытых источников: Интерфакс-Украина, Комментарии, Коммерсант-Украина, legalans.com, crimea.vgorode.ua, sevnews.info, start.crimea.ua
Источник: health info
Читайте также:
- Украинцы могут получить бесплатную медицинскую помощь: список услуг
- Лучшая клиника для базового Check-up в Германии в 2023 году
- Відкриття TOP CLINIC DENIS в Києві
- Как вызвать скорую во время войны и комендантского часа – 3 условия, о которых важно знать
- Бесплатные консультации с врачами по всему миру: как пользоваться сервисом
- Как получить медицинскую помощь в Польше: инструкция для беженцев
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях